Этот отрезок – часть масштабного европейского проекта EuroVelo-2
Общая длина маршрута – 5,5 тысяч километров. Из них по Беларуси пройдет около 600. Сейчас полностью определёно место прохождения участка на территории Брестской и Гродненской областей – от Каменца до Любчи, а ранее был разработан участок от Любчи до Минска.
Этот отрезок – часть масштабного европейского проекта EuroVelo-2
Общая длина маршрута – 5,5 тысяч километров. Из них по Беларуси пройдет около 600. Сейчас полностью определёно место прохождения участка на территории Брестской и Гродненской областей – от Каменца до Любчи, а ранее был разработан участок от Любчи до Минска.
Сам маршрут EuroVelo-2 получил второе название «Маршрут столиц», так как проходит через 6 столиц европейских государств. Стартует он в ирландском городе Голуэй, дальше идет через территорию Великобритании, Нидерландов, Германии, Польши, Беларуси и заканчивается в Москве.
EuroVelo-2 станет одним из 14 маршрутов, созданных Европейской федерацией велосипедистов (ECF) по всей Европе. Основная цель проекта – развитие сети удобных, живописных и познавательных веломаршрутов. Планируется, что сеть будет полностью готова к 2020 году.
Ее появление имеет большое значение не только для международного, но и для внутреннего туризма. Для жителей Беларуси это хороший источник идей для вдохновляющих велопоездок, тем более, есть из чего выбрать. Сейчас маршрут проходит по Беловежской пуще и шести районам: Каменецкому, Пружанскому, Ивацевичскому, Слонимскому, Барановичскому и Новогрудскому.
Разработкой EuroVelo-2 занимается Минское велосипедное общество в рамках проекта “Городское велодвижение в Беларуси”, который поддерживает Европейский союз. Как отмечает эксперт разработки веломаршрута EuroVelo-2 Антон Архипенко, маршрут от границы с Польшей до Любчи уже официально согласован со всеми районными исполнительными комитетами и администрацией «Национального парка “Беловежская пуща”». Осталось получить разрешение от дорожных служб.
Преимущество перемещения по готовому веломаршруту в его удобстве. Во-первых, для велосипедистов выбраны самые безопасные и комфортные дороги для передвижения. Не обязательно велодорожки, также это могут быть лесные дороги, и дороги общего пользования с невысоким трафиком и, по возможности, с широкой обочиной.
Во-вторых, следуя по маршруту будет просто невозможно заблудиться. На каждом повороте будут установлены знаки и указатели, ориентирующие велосипедистов в нужном направлении. На знаках изображены пиктограммы, так что они будут понятны путешественникам, говорящим на любом языке. На сайте eurovelo.by уже можно посмотреть карту маршрута с нанесенными на нее достопримечательностями и объектами сервиса. Также трек можно скачать на телефон.
В-третьих, веломаршрут проложен по самым интересным историческим и природным местам, поэтому поездка точно станет запоминающейся. Среди известных туристических точек, как, например, Каменец, Жировичи или Новогрудок встречаются места, о которых слышали даже не все белорусы. Так в Пружанском районе помимо знакомства с самими Пружанами можно увидеть уникальную деревянную звонницу в городском поселке Шерешево. В агрогородке Лысково сохранился костел XVIII века. А в городском поселке Ружаны находятся остатки дворца – бывшей резиденции Сапегов.
В Ивацевичском районе большой интерес представляет практически полностью отреставрированный Коссовский замок. Прямо рядом с ним расположена усадьба Тадеуша Костюшки.
Слонимский район уже давно стал центром притяжения паломников из разных стран. Приезжают они в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Но есть что посмотреть и в самом Слониме – городе с хорошо сохранившейся еврейской застройкой.
В деревню Молчадь Барановичского района стоит заехать, чтобы увидеть постройки XIX века – корчму, аптеку, пекарню и бывшую синагогу. Если сделать небольшой крюк, можно попасть в деревню Большая Своротва, где расположена единственная в Беларуси треугольная церковь.
В Новогрудском районе в маршрут включен агрогородок Щорсы. Там находится
усадьба Хрептовичей. Если проехать всего 7 дополнительных километров, можно побывать в Лавришевской обители. Завершается готовый маршрут в Любче, где восстановили две башни замка, возведенного еще в XVI веке.
Кроме того, к проекту создания веломаршрута могут присоединяться агроусадьбы – и как развлекательные точки, и как места ночевки, и как пункты проката велосипедов. А это большой плюс для развития бизнеса и туристического потенциала региона. Положительный пример такого взаимодействия уже есть: с веломаршрутом «Воложинские гостинцы» с радостью сотрудничают больше 30 агроусадеб.
В-четвертых, маршрут EuroVelo-2 построен так, чтобы его мог преодолеть велосипедист без спортивной подготовки. Так что слишком сложных участков в дороге не будет.
И наконец, в-пятых, впечатлениями от поездки можно поделиться с другими путешественниками. Мнение о маршруте можно оставить на сайте eurovelo.by, а отзывы других велотуристов найти в соцсетях по хештэгам #eurovelo2 и #eurovelo2by.
У жителей Беларуси есть уникальная возможность стать одними из первых путешественников, опробовавших новый маршрут EuroVelo-2.
Photo: Alexey Basalay
Text: Daria Kosko