Здесь уже создали велосипедную концепцию и готовы менять свой город таким образом, чтобы он стал удобным для всех участников дорожного движения. Какие особенности развития велодвижения в Могилёве, есть ли у него перспективы стать велосипедным и какую роль здесь играют велоактивисты?
Despite the terrain and the lack of cycling organizations. How is cycling developing in Mogilev?
Здесь уже создали велосипедную концепцию и готовы менять свой город таким образом, чтобы он стал удобным для всех участников дорожного движения. Какие особенности развития велодвижения в Могилёве, есть ли у него перспективы стать велосипедным и какую роль здесь играют велоактивисты?
Всё начиналось с инициативы
Продуманное развитие велосипедного движения в городе на Днепре началось буквально в прошлом году. Интересно, что в отличие, например, от Бреста или Гродно, где есть сильные объединения велосипедистов, в Могилеве нет велосипедной общественной организации. Если говорить о третьем секторе, то над развитием велодвижения здесь в первую очередь задумались урбанисты.
– Мы начали заниматься вопросами велодвижения, так как в нашей команде много активных велосипедистов, а велоинфраструктура города находится в зачаточном состоянии, - told Никита Романовский заместитель директора урбанистической организации «Центр городских инициатив. – Именно тогда мы и решили обратиться к МВО за консультативной поддержкой. Причина простая: в Беларуси больше нет организаций с необходимым опытом и экспертностью по этому вопросу.
Кто должен заниматься развитием велодвижения?
Как показывает мировой опыт, о велосипеде как виде транспорта большие города зачастую начинают задумываться лишь после того как всем становится очевидно, что машин на улицах стало слишком много. Так было в городах Швеции, Германии, Литвы, Голландии, а позже и в странах-соседках – России, Украине, Литве. Чаще всего первыми над развитием велодвижения начинали говорить велоактивисты и представители общественных организаций. Но та же самая мировая практика показывает, что всерьёз заняться развитием велодвижения без взаимодействия со всеми заинтересованными невозможно.
– Чтобы город учитывал интересы всех участников дорожного движения, то при продумывании стратегии развития нужно включать в рабочую группу представители городских властей, ГАИ, активистов, архитекторов, люди с инвалидностью, словом, всех кого эта тема может коснуться – делилась опытом на конференции по городской мобильности координатор Плана устойчивой городской мобильности Вильнюса Кристина Гауче.
С этим мнением согласен и председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов:
– Велодвижение требует общего подхода и к нему имеет отношение сразу несколько структур, принимающих решения и осуществляющих деятельность – ГАИ города, ремонтные службы, Комитет архитектуры и строительства, Управление спорта и туризма, и, конечно же, общественные организации и велоактивисты, – отмечает эксперт. – Именно поэтому и важно создавать концепции велосипедного движения – специальные стратегии развития, которые будут учитывать мнение всех.
Что за концепции и кому они нужны?
Велосипедные концепции, которые определяют стратегию развития велодвижения есть в большинстве европейских городов. В нашей стране первая такая концепция была создана ещё в 2011 году в Минске. Спустя пять лет ещё один белорусский город стал более продуманно двигаться к развитию велодвижения:
– В прошлом году к нам обратились активисты урбанистической организации Центр городских инициатив города Могилёва с просьбой помочь им разработать городскую концепцию велодвижения, – рассказывает Павел Горбунов. – И мы их поддержали.
Этот документ, по словам специалиста МВО, был разработан в городе на Днепре при помощи велоактивистов, которые изучали карты города, ездили по улицам, определяя, какие из них наиболее подходят для создания в будущем велополос и велодорожек, создавали предпочитаемую схему велосипедного перемещения.
– Концепция была разработана, презентована и сейчас начинается второй этап для Могилёва – рабочие встречи городской администрации, – рассказывает о тенденциях в городе Павел Горбунов. – Сейчас суть в том чтобы разобрать, что, с точки зрения различных структур, нужно в ней изменить, чтобы она подходила и её можно было принимать.
Такие концепции важны для развития велодвижения, так как они позволят надолго распланировать и синхронизировать работу по благоустройству города и учесть при этом велосипедную инфраструктуру. Иначе есть большая вероятность, что даже при строительстве новых участков дорог про велосипедистов забудут:
– Здесь можно вспомнить случай со строительством моста через Днепр в Могилёве, – приводит пример Павел Горбунов. – Мост расширили, добавили автомобильные полосы, а вот велосипедную дорогу не включили.
Причиной, по мнению специалиста, могло послужить то, что задача на проектирование была поставлена недостаточно компетентно или же просто мнения велосипедистов не спросили. Чтобы таких вещей в будущем не было и создаются концепции, на основе которых потом можно создать ежегодные и пятилетние планы, которые позволят более ответственно относиться к велодвижению и вовлекать всех заинтересованных в совместную работу.
Что могут велоактивисты?
При этом Павел Горбунов подчеркнул, что важное место в этом всём процессе занимают именно велоактивисты:
– Это те люди, которые могут компетентно дать обратную связь, провести мониторинг и оценку того, насколько качественно делаются решения, помочь выбрать наиболее подходящий тип велодороги, могут собрать данные по велотрафику, чтобы у проектировщиков было больше данных для понимания, какое инфраструктурное решение лучше заложить.
Кроме того, именно велоактивисты обычно организовывают популяризационные мероприятия, работают с гражданами по вопросам более безопасного передвижения на велосипеде, объясняя, как более вежливо и более правильно передвигаться, не создавая проблемы другим жителям города.
Перспективы у Могилёва
Сегодня перед Могилёвом стоит сразу несколько вызовов. Во-первых, как уже было озвучено раньше, здесь пока что нет сильного объединения велосипедистов, во-вторых, центр города уже перегружен автомобилями, а тротуары здесь довольно узкие. Город разделен на две части Днепром и имеет рельеф с серьезными перепадами высоты, но вместе с тем, по мнению специалиста МВО, у города хорошие велоперспективы:
– Суть концепции – научиться договариваться между собой, и этот этап проходит сейчас в Могилёве, – убеждён Павел. – Состав участников мероприятия и мнения, которые прозвучали на семинаре по обсуждению концепции, говорят о серьезных намерьеньях.
Показателен состав участников семинара. Вместе “сложилось” несколько инициатив. Например, семинар был организован местными велоактивистами Константином Черняковым and Татьяной Осмоловской, организацией ЭКОПРОЕКТ при поддержке инициативы "Cities for Life". Встречу координировала заместитель председателя Могилевского горисполкома Алла Галушко. Благодаря её помощи были собраны ключевые организации, влияющие на развитие велосипедного движения со стороны администрации города: управление архитектуры города, управление коммунальных предприятий, УГАИ города, управления образования, спорта и туризма, могилёвского агентства регионального развития. Важно, что в семинаре приняли участие и представители общественных организаций.
В рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси», поддержанного Европейским союзом, специалисты МВО будут и дальше сотрудничать с Могилёвом и другими белорусскими городами для того чтобы сделать нашу страну более велосипедной. Теперь на сайте bike.org.by будет больше «неминских» новостей, так как, несмотря на то, что наша организация городская, мы понимаем, что у нас есть опыт, которым обязательно нужно делиться с другими.
Автор фото Алесь Соболевский, Могилевский регион.
The publication was written within the framework of the project "Development of urban cycling in the public interest of the Republic of Belarus", funded by the European Union and implemented by the Center for Environmental Solutions in cooperation with the public association "Minsk Cycling Society". The amount of funding is € 560,855. The content of the material is the responsibility of the Center for Environmental Solutions and the Minsk Cycling Society and does not reflect the views of the European Union.