Зимняя уборка в Оулу: подрядчику доплачивают 20 тысяч евро за качество

Финский город Оулу намного севернее Минска. Но почти половина его жителей хотя бы раз выезжает на велосипеде зимой, несмотря на снег. Как и почему – объясняет Пекка Тахкола, консультант администрации города по вопросам развития велоинфраструктуры.


Минск: подрядчики не хотят экономить

Включили отопление в квартирах – верный признак того, что велосипеды скоро будут надёжно запакованы на зиму заботливыми минчанами. Причина отчасти в зимнем обслуживании велодорожек: чаще всего их не чистят вообще, и на пути велосипеда вырастают сугробы или слой льда.
 
– Подрядные организации, как правило, не заинтересованы экономить ресурсы. Ведь чем больше работ они выполнят, тем больше денег за рабочие наряды оплатит город. Не заинтересованы в экономии средств и поставщики расходных материалов.

Например, по данным, собранным The village, объём расходуемой на дорогах соли для посыпки дорог Минска вырос более чем в 3,5 раза с 2013 года и уже превышает 40 килограмм на человека в год.

С другой стороны, если город будет давать меньше денег подрядчикам (сегодня это Ремавтодоры, «Минскзеленстрой» и коммунальные службы) и будет экономить деньги на зимней уборке, то качество может снизиться. В идеале, как раз сам подрядчик должен стремиться сэкономить ресурсы, но проводить уборку качественно – считает председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов.


Старая схема приводила к бесконечным судам
 
Финны трепетно относятся к уборке дорожек зимой, следят, чтобы она была сделана качественно и вовремя. Для этого уже второй год используют систему, которая мотивирует подрядчиков экономно использовать ресурсы и делать работу качественно.


Обслуживанием дорожной и велоинфраструктуры в городе занимаются частные компании. Раньше муниципалитет проводили тендер, и с выигравшей организацией подписывали контракт. После вплоть до суда шли споры о том, почему тендер не отдали кому-то другому, а победитель параллельно занимался работой.
 
Если он её делал плохо, то город порой тоже обращался в суд. Но в 2017 году было решено, что эта схема работает плохо: ведь проблема в том, что подрядчик  заинтересован сделать обслуживание на минимально допустимом уровне.


Вместо краткосрочного контракта – обслуживание на 4 года

Сейчас это работает иначе: уверяя, что являются первыми в мире, финны изменили правила игры. Муниципалитет проводит тендер, как и раньше. Но теперь на тендере выставляются не только минимальные требования к уборке, а также дополнительные, при полном выполнении которых оплата за работу может вырасти. Победителем тендера автоматически становится та организация, которая в своей заявке обязуется проводить уборку улиц максимально качественно.

Город имеет 6 обычных контрактов с организациями, которые заключили после проведения тендера старым способом. Ещё один контракт заключён после тендера по новой модели.

Этот контракт рассчитан на 4 года, и подрядчик занимается 150 километрами велодорожек, или 17% велосети. За свою работу он получает 200 000 евро в год, примерно 20 000 евро являются чистой прибылью.
И ещё столько же организация может получить дополнительно: 12 000 евро за бонусные пункты и 8 000 за высокий рейтинг по оценке пользователей (тайных агентов) и контролирующих сотрудников от муниципалитета.
Всего можно получить 320 балов, каждый из которых стоит 30 евро. Например, баллы можно получить, если подрядчик выполнит обслуживание быстро: максимальное время 4 часа, но можно справиться и за 3.


Если слякоть убрали до того, как она замёрзла – плюс 10 баллов. Если убрали слишком поздно или не вовремя – баллы могут отнять. Таким образом, если организация делает работу лучше ожидаемого, то бонусные баллы добавляют, хуже – снимают, но не более 25% от полученных ранее. Баллы даются даже за то, что сотрудники подрядчика сами ездят на велосипеде по убираемой велодорожке.


Каждый месяц 65 агентов заполняют анкеты

Тендер выигрывает та организация, которая обязуется выполнять работы с наибольшим количеством баллов. С ней подписывают долгосрочный контракт, чтобы заинтересовать её в инвестициях в лучшее техническое оснащение.

Качество работ контролируют и муниципалитет, и волонтёры-горожане, что снижает нагрузку на оплачиваемых сотрудников. Жители города – это 65 тайных агентов-волонтёров, которые заполняют раз в неделю анкеты. Как часто убирали дорожку? Удобно ли было ей пользоваться? Все остальные жители могут следить на онлайн-карте за техникой и видеть, когда она закончила уборку на их улице.
 

Синим цветом обозначена техника, коричневым – пройденный маршрут.

Описанная система подразумевает жёсткую и постоянную оценку качества со стороны заказчика – города. И в случае с работами по уборке она актуальна для Минска, как считает Павел Горбунов:

– Система имеет недостатки, но, возможно, позволит сделать обслуживание качественным, чтобы горожане были довольны, а обслуживающая организация была рациональной. К сожалению, чтобы её начать в Минске, придется реформировать всю систему дорожного обслуживания.
 
Текст подготовлен в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке Евросоюза.
 
Текст: Анна Волынец