К 1 сентября в Беларуси должен быть создан проект национальной концепции развития велодвижения. Один из участников рабочей группы и член правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий рассказывает, что, по мнению велосипедного сообщества, необходимо включить в этот документ и какие вещи лучше в нём не прописывать.
К 1 сентября в Беларуси должен быть создан проект национальной концепции развития велодвижения. Один из участников рабочей группы и член правления Минского велосипедного общества Евгений Хоружий рассказывает, что, по мнению велосипедного сообщества, необходимо включить в этот документ и какие вещи лучше в нём не прописывать.
Перевозка велосипеда в общественном транспорте
– По крайней мере хотелось бы предложить разрешить перевозку велосипеда в городском и междугороднем транспорте во внепиковое время, – рассказывает о предложениях от МВО Евгений. – Причём мы бы хотели, чтобы сюда вошла возможность перевозки во всех видах транспорта, в том числе метро, электричках и поездах.
Разрешить двигаться по ПЧ. Но постепенно…
Пока в Беларуси далеко не везде есть инфраструктура, сложно говорить с властями о том, что велосипедистам нужно разрешить ездить по проезжей части, поэтому эксперт МВО предлагает включить в концепцию промежуточные меры – введение «зоны 30» (улиц, на которых скорость автотранспорта ограничена 30 км/ч и разрешено движение велосипедов) и ограничение скорости в городах до 50 км/ч.
– Это общепринятый подход, что на быстрых и загруженных дорогах велосипедов быть не должно, а у нас большинство улиц именно такие – быстрые и без велосипедной инфраструктуры, поэтому пока требовать что-то для всех дорог нет смысла, – считает Евгений. – Однако постепенно делать города более безопасными и велодружелюбными нужно, и этот момент желательно включить в национальную концепцию.
Разрешить не спешиваться на регулируемых переходах
В Минске с каждым днём появляется всё больше и больше велопереездов – мест, где велосипедисту разрешается не спешиваться. Сейчас даже сложно назвать цифру, сколько их, потому что рисуют специальную разметку и ставят знак велопереезда почти на каждом регулируемом перекрёстке. Отсюда и предложение – давайте сэкономим краску и просто разрешим велосипедистам не спешиваться на всех регулируемых переходах.
Технические стандарты велоинфраструктуры
Здесь ещё много недочётов, о которых стоит сказать в национальной концепции. Например, есть велодорожки, но нет стандартов, как она должна проходить на перекрёстках. Есть туристические маршруты, но нет специальных знаков, которые их обозначают. Сегодня технические стандарты требуют большей конкретики, например, как «обойти» остановку общественного транспорта, как сделать велопереезд, где есть подземный переход. Но, самое важное, что проектировщикам пока что доступна очень узкая палитра возможных технических решений – велополоса на тротуаре или обособленная велодорожка. По все Беларуси есть единичные случаи решений по организации велосипедной инфраструктуры на проезжей части.
Отношение к велосипеду как к транспорту
Это принципиальный момент, который хотелось бы донести до людей, принимающих решения. Велосипед можно использовать не только для прогулок, но и как полноценное транспортное средство. Причём международные исследования показывают, что чем больше велопоездок по делам, тем выгоднее государству.
Денежка
Каким образом находить средства на велосипедную инфраструктуру в государственном бюджете? По мнению эксперта МВО, это один из ключевых вопросов, который должен быть включён в концепцию.
– Нужно продумать конкретные механизмы финансирования. Без них создание инфраструктуры может в дальнейшем упереться в то, что «денег нет», – считает Евгений Хоружий.
– Нужно продумать конкретные механизмы финансирования. Без них создание инфраструктуры может в дальнейшем упереться в то, что «денег нет», – считает Евгений Хоружий.
И не включать шлемы…
– Какие-то меры, которые якобы за безопасность, иногда наоборот могут ухудшить ситуацию и не всегда это очевидно,– рассказывает о дискуссионных вопросах эксперт МВО. – Это хорошо, что в рабочую команду входят специалисты из разных структур, которые оценивают все предложения с учетом своих компетенций.
Так на одном из заседаний было предложено включить в концепцию правило об обязательном использовании шлемов, однако Евгений Хоружий убеждён, что этого делать не нужно:
– Исследования показывают, закон, обязывающий носить шлем, не улучшает безопасность отдельно взятого велосипедиста, – комментирует Евгений. – При падении, даже если человек в шлеме, серьёзность травмы не сильно снижается.
Кроме того, как разъяснил эксперт, наличие такого закона резко снижает количество велосипедистов и водители от них «отвыкают», что приводит к ещё большему количеству аварий с участием двухколёсного транспорта.
Так на одном из заседаний было предложено включить в концепцию правило об обязательном использовании шлемов, однако Евгений Хоружий убеждён, что этого делать не нужно:
– Исследования показывают, закон, обязывающий носить шлем, не улучшает безопасность отдельно взятого велосипедиста, – комментирует Евгений. – При падении, даже если человек в шлеме, серьёзность травмы не сильно снижается.
Кроме того, как разъяснил эксперт, наличие такого закона резко снижает количество велосипедистов и водители от них «отвыкают», что приводит к ещё большему количеству аварий с участием двухколёсного транспорта.
Что это вообще за концепция?
Указание создать Национальную концепцию развития велодвижения поступило от Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Цель этого документа – обеспечить безопасность дорожного движения с учётом развития велодвижения в Беларуси. Минское велосипедное общество единственная “велосипедная” общественная организация, которая входит в состав рабочей группы по составлению концепции. Помимо нас этот документ разрабатывают: Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство архитектуры и строительства, Министерство спорта и туризма, Управление ГАИ Министерства внутренних дел, Министерство юстиций, Государственное предприятие «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ», Белорусский союз транспортников и Унитарное предприятие БЕЛНИИПГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА.
Проект концепции должен быть разработан к 1 сентября. Сейчас рабочая команда встречается раз в неделю для того, чтобы составить этот документ в положенные сроки.
Учитывая, что времени не так много, эксперты сошлись во мнении, что сама национальная концепция будет краткой, достаточно декларативной. В ней будут содержаться базовые принципы, связанные с безопасностью, отношением к велосипеду, нормативными актами, правилами дорожного движения, бюджетом и в целом видением, как должно развиваться велодвижение в Беларуси. А вот уточняться эти базовые принципы будут в более локальных документах:
Учитывая, что времени не так много, эксперты сошлись во мнении, что сама национальная концепция будет краткой, достаточно декларативной. В ней будут содержаться базовые принципы, связанные с безопасностью, отношением к велосипеду, нормативными актами, правилами дорожного движения, бюджетом и в целом видением, как должно развиваться велодвижение в Беларуси. А вот уточняться эти базовые принципы будут в более локальных документах:
– Мы сошлись во мнении, что помимо национальной концепции впоследствии должны появиться местные концепции городов с населением от 50 тысяч, которые будут учитывать условия каждого конкретного города, а для меньших населённых пунктов должны разрабатываться городские или региональные планы действий,– рассказывает Евгений Хоружий. – Пока же наша задача создать базовый документ, на который впоследствии смогут ориентироваться все заинтересованные и задействованные в развитии велодвижения в Беларуси.
Текст Татьяны Жарносек
Фото auto.onliner.by, greenbelarus.info
Экспертная работа сотрудников Минского велосипедного общества поддержана Европейским союзом в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси».