В этом году современной модели велосипеда исполняется ровно 155 лет с момента изобретения. Тогда в 1864-м английский изобретатель Джон Старли перевернул представление человека о возможностях передвижения на двухколёсном транспорте. Сегодня вспоминаем, как это было, а также самые значимые и любопытные факты за всю историю его существования.
Говоря о современной модели, мы подразумеваем так называемый безопасный велосипед, то есть первый в истории экземпляр с одинаковым диаметром колес – такой, каким мы его знаем. До этого по улицам ездили в основном на пенни-фартингах – велосипедах с огромным передним и маленьким задним колесом.
Что касается цепного привода, Старли доработал уже существовавший на тот момент образец. В 1839 году (кстати, еще один важный юбилей для любителей велопрогулок) шотландский кузнец Киркпатрик МакМиллан создал первый в истории велосипед с цепью и педалями. Управлять такой конструкцией было непросто, потому что они располагались на переднем колесе и их приходилось не крутить, а перемещать взад-вперед как рычаги. Тем не менее, этот неприметный в те времена аналог, помог Старли разработать более совершенный механизм.
Несмотря на простоту конструкции (тогда это было не более чем просто два колеса, две педали, цепь и перекладина) велосипед появился позже, чем многие другие более сложные изобретения.
Занимательная география велосипедов
Европа несменный и недосягаемый лидер по уровню использования велосипедов в повседневной жизни. Впрочем, ситуация с оговоркой «пока». Если какой-либо из регионов мира решит перехватить пальму первенства, все от этого только выиграют. Объём производства велосипедов и загруженность городских трасс каждый год растут. В конечном счете это будет всё больше намекать на велосипед как эффективное и недорогое средство преодоления коллапса.
Экономическое и социальное значение велосипеда
Чем больше поток велосипедов на городских дорогах, тем крепче экономика. Схема довольно простая. По данным последнего масштабного исследования от 2011 года в пределах всего ЕС (мы ссылаемся на страны Евросоюза, потому что именно здесь велосипеды стали элементом экономики), ежегодный доход от бизнес-деятельности, связанной с производством, обслуживанием велосипедов, а также предоставлением услуг самим велосипедистам, составила 18 миллиардов евро. В сопоставлении это 40% всего дохода ЕС от сферы туризма. Этот бизнес на зависит от цен на топливо, не подвержен колебаниям и не требует колоссальных инвестиций, соответственно, обеспечивает стабильные рабочие места и формирует качественную коммерческую инфраструктуру.
Кручу, верчу, здоровее быть хочу
Если сравнить велосипедное движение с бурей, то его нынешние масштабы в разрезе не отдельных городов и стран, а целых континентов – это еще стадия затишья. Тем не менее, за последние десять лет велосипедисты совершили колоссальный прорыв. Это послужило толчком для начала многочисленных исследований о воздействии велоезды на здоровье не только отдельных людей, но и наций в целом. Например, в 2013 году Европейская федерация велосипедистов обнародовала в прямом смысле шокирующие цифры относительно ожидаемого положительного эффекта от велоезды в ЕС-2028. Общая сумма экономической выгоды составит 513,19 миллиардов евро. Больше 37% этой суммы – за счёт сокращения расходов на лечение.
Сокращение вынужденных затрат на здравоохранение означает высвобождение бюджетных средств и направление их на решение других социальных вопросов. Общая сумма (513 млрд) в перерасчёте на душу населения Европейского cоюза означает дополнительные 1000 евро на каждого жителя в год. И это показатели рассчитанные с учётом нынешних темпов развития городской велоезды. Чем интенсивнее они будут, тем выше будет ожидаемый показатель.
Время менять мышление
В развивающихся странах многие ошибочно полагают, что езда на велосипеде – это признак несостоятельности и отсутствия статуса. Никто и никогда не утверждал и не будет утверждать, что велосипед – это транспортная панацея, но отказываться от него полностью, не значит повысить свой статус, совсем наоборот. Успешные люди потому и успешны, что они выбирают то, что сделает их здоровее, сильнее и независимее.
Прошлогодняя встреча премьер-министра Дании и президента Франции, когда два лидера обсуждали серьёзные вопросы, катаясь по Копенгагену на обычных городских велосипедах, стала, пожалуй, настоящим символом статусности велопрогулок, а также использования велосипедов в качестве основного средства передвижения.
Видео поездки Макрона и Расмуссена:
Дженнифер Энистон, Хью Джекман, Джордж Клуни, Pink, Барак Обама, Брэд Питт, Харрисон Форд – этот список людей, которые с удовольствием садятся на свои обычные дорожные велосипеды (не горные и не спортивные), чтобы съездить по делам, можно продолжать долго.
Принцесса Нидерландов Катарина-Амалия ездит в школу на обычном велосипеде. Кроссовки, джинсы, ветровка, пластиковая корзина с необходимыми вещами, и в путь. Премьер-министр этой же страны также очень часто приезжает на работу на велосипеде. Парковка прямо возле входа в здание правительства. Арнольд Шварценеггер, будучи губернатором Калифорнии, вместе с премьер-министром Великобритании колесили на велосипедах по Лондону. Примеров множество.
Желаем всем креативного и увлекательного велосипедного юбилея.
В материале использованы данные Европейской федерации велосипедистов.
Материал подготовлен при консультационной поддержке Минского велосипедного общества.
Инфографика и текст Canva.