14-16 апреля делегация МВО вместе с представителем Центра городских инициатив, (Могилёв) побывала на Втором международном велоконгрессе в Москве. 570 участников, 18 стран – естественно, мы вдохновлялись и фиксировали, что можно перенять у наших зарубежных коллег и какие мероприятия в наших условиях не будут иметь смысла.
14-16 апреля делегация МВО вместе с представителем Центра городских инициатив, (Могилёв) побывала на Втором международном велоконгрессе в Москве. 570 участников, 18 стран – естественно, мы вдохновлялись и фиксировали, что можно перенять у наших зарубежных коллег и какие мероприятия в наших условиях не будут иметь смысла.
Наблюдение №1 – менталитет не причём
Говоря про отношение к велосипеду как к транспорту можно услышать мнение, что в постсоветских странах это не применимо. Мол, у нас автомобиль всегда был символом богатства и успешности, поэтому посадить нашего чиновника или бизнесмена на двухколесный транспорт нереально. На деле же, все страны, в которых сегодня хорошо развито городское велодвижение через это прошли. Просто кого-то к изменению подтолкнули пробки в городе, а кто-то раньше задумался о том, что строить больше парковок и расширять дороги – не выход.
Наблюдение №2 – всем надоели смерти на дороге
Vision Zero – концепция по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП, которая зародилась в Швеции ещё в конце прошлого века. Мир приходит к выводу, что чем больше скорость на наших дорогах и чем больше машин – тем больше дорожно-транспортных происшествий и смертей. Ежедневно в мире 3287 человек умирает в ДТП. Из них 500 детей. К слову, в Беларуси в прошлом году, по официальным данным, погиб 581 человек. В городах, где снижается допустимая максимальная скорость езды на автомобиле, эта статистика всегда будет лучше. Снижение количества смертей на дорогах возможно только в случае, если города организованы для людей, а не для машин.
Vision Zero – концепция по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП, которая зародилась в Швеции ещё в конце прошлого века. Мир приходит к выводу, что чем больше скорость на наших дорогах и чем больше машин – тем больше дорожно-транспортных происшествий и смертей. Ежедневно в мире 3287 человек умирает в ДТП. Из них 500 детей. К слову, в Беларуси в прошлом году, по официальным данным, погиб 581 человек. В городах, где снижается допустимая максимальная скорость езды на автомобиле, эта статистика всегда будет лучше. Снижение количества смертей на дорогах возможно только в случае, если города организованы для людей, а не для машин.
Наблюдение №3 – развитие велотранспорта выгодно бизнесу
Международная акция «На работу на велосипеде» показывает, что те бизнес-организации, которые стимулируют велосипед как средство передвижения среди своих сотрудников и клиентов в конечном итоге получают большую прибыль. Причем организации, которые делились опытом на Велоконгрессе, рассказывали, что с каждым годом количество участников этой акции растет. Кроме того, успешный бизнес пришёл к выводу, что счастливый велосипедист как правило оставляет в магазине или кафе больше денег, чем автолюбитель. А специалисты международной организации ITF (International Transport Forum) подсчитали, что каждый километр на велосипеде сохраняет обществу 0,22 евро в то время как каждый километр на авто тратит 0,76 евро.
Международная акция «На работу на велосипеде» показывает, что те бизнес-организации, которые стимулируют велосипед как средство передвижения среди своих сотрудников и клиентов в конечном итоге получают большую прибыль. Причем организации, которые делились опытом на Велоконгрессе, рассказывали, что с каждым годом количество участников этой акции растет. Кроме того, успешный бизнес пришёл к выводу, что счастливый велосипедист как правило оставляет в магазине или кафе больше денег, чем автолюбитель. А специалисты международной организации ITF (International Transport Forum) подсчитали, что каждый километр на велосипеде сохраняет обществу 0,22 евро в то время как каждый километр на авто тратит 0,76 евро.
Наблюдение №4 – городской велопрокат развивает велодвижение и выгоден общественному транспорту
В городах с развитой сетью городского велопроката увеличиваются продажи велосипедов. Люди, которые попробовали использовать велосипед из проката для передвижений по городу, часто приходят к выводу, что нужно приобрести собственный двухколёсный транспорт. Кроме того, развитие городского велопроката приводит к тому, что люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Дело в том, что когда до метро быстрее и экономичнее добраться на велосипеде, нет смысла для городских поездок использовать авто.
В городах с развитой сетью городского велопроката увеличиваются продажи велосипедов. Люди, которые попробовали использовать велосипед из проката для передвижений по городу, часто приходят к выводу, что нужно приобрести собственный двухколёсный транспорт. Кроме того, развитие городского велопроката приводит к тому, что люди начинают чаще пользоваться общественным транспортом. Дело в том, что когда до метро быстрее и экономичнее добраться на велосипеде, нет смысла для городских поездок использовать авто.
Наблюдение №5 – велосипедные маршруты привлекают туристов
В городах с разработанными веломаршрутами и специальными картами для гостей количество туристов увеличивается. Люди успевают посетить больше мест и потратить больше средств в магазинах и кафе. Кроме того, здесь работает и сарафанное радио – довольного путешественника не нужно заставлять делиться своими впечатлениями в социальных сетях и он сам с радостью рассказывает своим друзьям о гостеприимном городе. Прекрасный пример как велопроект может привлекать туристов – велоночь , которая «путешествует» по разным городам.
Наблюдение №6 – один человек в городе может очень многое
В этом нет открытия Америки, но посмотрев на опыт самых разных российских городов, убеждаешься, что даже один человек всегда может создать команду и развивать в своем городе велодвижение. Кто находит единомышленников среди школьников, кто-то среди друзей, кто-то идет в социальные сети и собирает команду. Способы разные, но вывод один – в нашем случае важен каждый активист и каждый волонтёр, потому что один человек с горящими глазами может сплотить вокруг себя весь город. Яркий пример — проекты супергероя Пеатонито из Мексики.
В этом нет открытия Америки, но посмотрев на опыт самых разных российских городов, убеждаешься, что даже один человек всегда может создать команду и развивать в своем городе велодвижение. Кто находит единомышленников среди школьников, кто-то среди друзей, кто-то идет в социальные сети и собирает команду. Способы разные, но вывод один – в нашем случае важен каждый активист и каждый волонтёр, потому что один человек с горящими глазами может сплотить вокруг себя весь город. Яркий пример — проекты супергероя Пеатонито из Мексики.
Наблюдение №7 – не нужно открывать велосезон
В городах, где хорошо развита инфраструктура, люди не прячут велосипед в холодное время года в гараж и продолжают его использовать как вид транспорта. Именно поэтому активисты из успешных европейских городов предлагают уйти от выражений «открытие велосезона» и «закрытие велосезона». Для развития велодвижения в странах с холодным климатом уже организовывается и зимний велоконгресс, который в следующем году пройдёт и в Москве. К слову, Минское велосипедное общество поддерживает это мнение. Просим и вас, друзья, в ваших разговорах если и говорить о каких-то открытиях, то скорее озвучивать это как «открытие теплого сезона» или «открытие зимнего сезона».
В городах, где хорошо развита инфраструктура, люди не прячут велосипед в холодное время года в гараж и продолжают его использовать как вид транспорта. Именно поэтому активисты из успешных европейских городов предлагают уйти от выражений «открытие велосезона» и «закрытие велосезона». Для развития велодвижения в странах с холодным климатом уже организовывается и зимний велоконгресс, который в следующем году пройдёт и в Москве. К слову, Минское велосипедное общество поддерживает это мнение. Просим и вас, друзья, в ваших разговорах если и говорить о каких-то открытиях, то скорее озвучивать это как «открытие теплого сезона» или «открытие зимнего сезона».
Наблюдение №8 – и нам есть чем поделиться
Наши эксперты с радостью рассказывали о том, чего в Беларуси мы уже достигли. Концепция развития велодвижения, идеальная велодорожка для отдыха, постоянное снижение бордюров, велошкола, велокухня, бесплатный велопрокат, велопарады, веломаршруты, участие в международных акциях… У нас тоже есть свои достижения и мы приглашали иностранных активистов приехать в Беларусь и посмотреть все своими глазами.
Наблюдение №9 – мы наступаем на одни и те же грабли
Непригодные велопарковки, велодорожки на тротуарах, споры с пешеходами, партизанские акции – типичные ошибки на пути к велосипедизации. Даже на сегодня райские для велосипедистов города не сразу строились. Важно объединяться и делать, а не жаловаться и говорить, что есть что-то невозможное. К слову, в некоторых моментах, можно и нужно пользоваться зарубежным опытом, который уже описан. Например, на велоконгрессе была возможность выиграть книгу Джанет Садик-Хан, одной из первых специалисток по превращению «городов автомобилей» в «города людей». Признаемся, выиграть книгу «Битва за города: Как изменить наши улицы» не удалось, однако такой опыт мы не могли упустить и приобрели это издание для специалистов МВО.
Более подробно о Велоконгрессе и зарубежных опытах мы ещё расскажем и, конечно же, все лучшие практики будем пробовать реализовать и в Беларуси.
Поездка на Велоконгресс состоялась в рамках проекта «Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности Республики Беларусь», финансируемого Европейским союзом и реализуемый учреждением «Центр экологических решений» совместно с общественным объединением «Минское велосипедное общество». Размер финансирования составляет €560,855. Содержание публикации является ответственностью Центра экологических решений и Минского велосипедного общества и не отражает точку зрения Европейского союза.