Новый проект по развитию городского велодвижения представили в столице.
Проект «Развитие городского велодвижения в интересах общественности Республики Беларусь» рассчитан на 30 месяцев: стартовал в марте текущего года, завершение планируется в августе 2019-го. Реализуют его Минское велосипедное общество и Центр экологических решений. На финансирование инициативы Евросоюзом отпущено более 580 тысяч евро.
Новый проект по развитию городского велодвижения представили в столице. Зачем ЕС финансирует инициативу и какая выгода от велодвижения, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости» на тематической пресс-конференции.
Проект «Развитие городского велодвижения в интересах общественности Республики Беларусь» рассчитан на 30 месяцев: стартовал в марте текущего года, завершение планируется в августе 2019-го. Реализуют его Минское велосипедное общество и Центр экологических решений. На финансирование инициативы Евросоюзом отпущено более 580 тысяч евро.
— От проекта ожидаем укрепления белорусских велоорганизаций, повышение эффективности профильной инфраструктуры, интеграции в транспортную систему и разработки белорусской части маршрута в рамках EuroVelo-2, — сообщил менеджер программы «Окружающая среда и изменение климата» делегации европейского союза в Беларуси Филипп Бернар.
На заметку
EuroVelo-2 — один из проектов Европейской федерации велосипедистов по развитию сети велосипедных маршрутов. Также носит название «Маршрут столиц», пролегает от Ирландии до России по территории 7 стран, включая Беларусь.
Громкие заявления
Амбициозных планов у организаторов немало. Во главу угла предсказуемо ставят развитие инфраструктуры.
— Вопрос назрел давно, — отметил председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов. — Кроме того, необходимо совершенствовать Правила дорожного движения для велосипедистов, строить диалог между властями и горожанами, повышать велокультуру.
Последний пункт звучит несколько размыто. Уточняем, каким образом до минчан и не только собираются доносить азы поведения? Дело ограничится стандартными проявлениями вежливости либо ожидать более серьезных мер на законодательном уровне?
— С обычных проявлений вежливости как раз и стоит начинать, — ответил собеседник. — Скажем, кивком поблагодарить автомобилиста за пропуск. Но в ряде случаев как раз хорошая инфраструктура позволит избежать конфликтных ситуаций. К примеру, грамотно проложенные велопути, которые не доставят дискомфорта ни пешеходам, ни автомобилистам. На мой взгляд, расположение велосипедных дорожек вдоль проезжей части улиц поможет нивелировать проблему так называемого «правого поворота». Велосипедист в такой ситуации становится более предсказуем для автомобилиста, в отличие от существующей ситуации.
В рамках проекта в Беларуси может появиться и новая должность — велосипедный офицер.
— Это сотрудник, который будет контактным лицом для всех велоинициатив Беларуси, а также посредником между местными властями и общественными организациями, — пояснила замдиректора Центра экологических решений Дарья Чумакова.
Планируют также оборудовать профильные перехватывающие парковки.
Еще в списке важных задач — сформировать рабочую группу, которая и будет реализовывать проект, создавать электронный инфоцентр, карту белорусских веломаршрутов. Туда войдут представители министерств, местных властей, ГАИ, общественности.
Финансовая польза
В списке полезных и приятных вещей, которые могут появиться вследствие развития велодвижения, не последнее место занимает экономическая выгода.
— Каждые 100 км передвижения на велосипеде обходятся почти в 6 раз дешевле, чем на автомобиле, — 8 евро против 50, — рассказал Павел Горбунов, ссылаясь на исследование, проведенное в Копенгагене в 2015 году. — Сравнение включает затраты на поддержание состояния дорог, ДТП, изменения климата, время, заторы на дорогах.
С ответом на вопрос, какая выгода получается в Беларуси, председатель правления Минского велосипедного общества просит повременить полгода.
Под счет
Благодаря новому проекту в Минске наконец смогут точно сосчитать всех велолюбителей.
— Специальный счетчик будет установлен на велодорожке и будет работать 24/7, — пояснил Павел Горбунов. — Он представляет собой стойку со специальными датчиками. Можно увидеть, сколько человек проехало в той или иной точке за день, месяц и даже год.
Уточним, проект «Развитие городского велодвижения в интересах общественности Республики Беларусь» предполагает разработку программ по развитию профильного движения; веломаршрутов и рекомендаций по их созданию; массированную информационную кампанию — ежегодные конференции, образовательные лагеря для велоактивистов, лекции экспертов, стажировки и обучение в странах ЕС и СНГ. Мероприятия запланированы как в столице, так и в трех областных городах — Бресте, Гродно и Могилеве. При этом организаторы подчеркивают — присоединиться к инициативе может любой город.
Языком цифр
200 — столько участников насчитывает вечерний велотрафик на проспекте Независимости;
400 — вечерний велотрафик на центральной велодорожке;
800 — столько в Минске велопереездов.
140–160 км — столько составляют велопути столицы (сюда входит «Велобан», адаптированные и неадаптированные велополосы на тротуарах).
500 км — столько, по мнению экспертов, необходимо для комфортного велодвижения в столице.
400 — вечерний велотрафик на центральной велодорожке;
800 — столько в Минске велопереездов.
140–160 км — столько составляют велопути столицы (сюда входит «Велобан», адаптированные и неадаптированные велополосы на тротуарах).
500 км — столько, по мнению экспертов, необходимо для комфортного велодвижения в столице.
Справочно
Проект «Развитие городского велосипедного движения в интересах общественности Республики Беларусь» реализуют Центр экологических решений и Минское велосипедное общество при поддержке Европейского союза.
Фотографии Татьяны Кузнецовой.