Создание велосипедной ассоциации, проведение велопарада и празднование в Беларуси дня велосипеда в числе прочих вопросов обсуждались на форуме велоактивистов в Гродно.
Создание велосипедной ассоциации, проведение велопарада и празднование в Беларуси дня велосипеда в числе прочих вопросов обсуждались на форуме велоактивистов в Гродно.
Организаторы – местная инициатива «Велогродно» – собирают активистов велодвижения Беларуси уже во второй раз. В работе форума, помимо гродненцев, принимали участие велоактивисты из Бреста, Могилева, Гомеля, Лиды, Минска. Приветственное письмо в адрес форума было получено от коллег из польского велоклуба «Эскапада» из Белостока.
На форуме были озвучены проблемы, с которыми сталкиваются велосипедисты в отдельных регионах и по всей стране в целом. Участники форума рассказывали о состоянии велоинфраструктуры в своих регионах, о том какая работа ведется по ее улучшению, какие есть результаты, что в планах на будущее.
Гродно: «Обеспечь себе парковку»
Активистка инициативы «Велогродно» Юлия Коледа рассказала про общественную кампанию «Обеспечь себе парковку», направленную на увеличение количества велопарковок в Гродно.
Проблема актуальна не только для Гродно. Велосипедистам приходится пристегивать свой двухколесный транспорт к мусоркам, перилам возле магазинов или даже ливневым решеткам – потому что больше некуда. А порой велопарковки устанавливают в тех местах, где ими никто не пользуется.
Сначала нужно было выяснить потребность в велопарковках в Гродно. На сайте «Велогродно» был создан интерактивный сервис, где пользователи могли отметить на карте города точки, в которых целесообразны были бы велопарковки, или добавить свой голос к уже нанесенным точкам. Таких точек набралось 121. В городе на тот момент было всего 21 велопарковка.
Активисты «Велогродно» разослали более 80 писем в адрес субъектов хозяйствования, а также в горисполком (оттуда еще не ответили). В письмах сообщалось следующее: в результате опроса общественного мнения выяснилось, что возле принадлежащего вам объекта общественности нужна велопарковка (даже ее чертеж прилагался).
Пришло целых 6 ответов, в основном отписки. Например, из гродненского зоопарка ответили, что у них… нет места для велопарковки (это при площади зоопарка более 5 га).
Но были и те, кто согласился на установку велопарковки – например ледовый дворец, ГАИ. В сети «Евроопт» пообещали ставить велопарковки возле своих новых магазинов.
– Владельцы магазинов часто отвечали, что о велопарковках даже не задумывались. Или говорили: пусть сначала в городе будет много велосипедистов, а уж только потом мы установим парковки. Хотя на самом деле это должно быть как раз наоборот, – отметил активист «Велогродно» Александр Федотов.
Брест: попытка прорыва через границу на велосипеде
В Бресте молодежной организацией «Дзедзич» в 2010 году была начата кампания «За вело-Брест».
– Наша цель – беспрепятственное перемещение по городу Бресту на велосипеде вдоль основных дорог, установка велопарковок в людных местах (универы, крупные магазины и рынки), а также возможность перехода границы в пункте пропуска «Варшавский мост» на велосипеде, – сказала волонтер кампании «За вело-Брест» Елена Кохович.
По ее словам, основные проблемы велосипедистов-брестчан – высокие бордюры, отсутствие велопарковок и велодорожек.
За два года было в рамках кампании «За вело-Брест» было снято 10 социальных видеороликов, вместе с клубом «Кола-бок» составлены и в целом приняты горисполкомом предложения в генплан развития города по развитию велоинфраструктуры. В Бресте была проведена серия семинаров для школьников по профилактике ДТП на велосипеде.
Одна из целей кампании «За вело-Брест» – добиться права пересечения беларусско-польской границы на велосипеде в пункте пропуска «Варшавский мост». «Прорыв» в Польшу таки был осуществлен, но велосипедистов пропустили скорее в качестве исключения. В ближайшее время свободное перемещение на велосипеде через беларусско-польскую границу (за исключением перехода в Беловежской пуще) пока не предвидится.
Кстати, в Бресте есть и другие велоинициативы – спортивно-туристский клуб «Кола-бок», кампания «Брест-велосипедный», клуб имени Н. В. Дранько. Клуб «Кола-бок» организует туристические велопоездки по Бресту и окрестностям, для знакомства с местными историческими достопримечательностями.
Помимо этого, «Кола-бок» также вносит вклад в улучшение тротуаров для велосипедистов. Представители клуба договорились с горисполкомом, поручившим дорожно-эксплуатационным управлениям делать «пандусы» из асфальта к высоким бордюрам.
Могилев и Гомель: велоинициативы созревают
В Могилеве и Гомеле также существуют велоинициативы, но они еще не являются официально зарегистрированными. Например, могилевский клуб «Каденс» имеет более спортивную, чем общественную направленность. Инициатива «Вело-Гомель» пока еще неофициальная, зато активно организует велопрогулки и спортивные соревнования, участвует в международных велопробегах.
Если в Могилеве существует три велодорожки, то в Гомеле таковых нет вообще. Поэтому гомельские велоактивисты планируют зарегистрироваться, чтобы от лица общественной организации можно было добиваться улучшения велоинфраструктуры.
Минск: принята концепция развития велодвижения
В середине 2000-х начался всплеск популярности велосипеда в Минске. Велосипедисты стали заметны, и начали заявлять о проблемах. Сегодня в столице насчитывается до 300 тыс. велосипедов, но только около 5 тыс. используются активно. Что же мешает людям пересесть на велосипед?
По словам председателя правления ОО «Минское велосипедное общество» Евгения Хоружего, в числе главных проблем развития велосипедного движения активные велосипедисты выделяют бордюры, отсутствие велопарковок, качество дорог и тротуаров, отсутствие велодорожек, отношение водителей/пешеходов и др. Обычные горожане называют проблему хранения велосипеда, отсутствие велоинфраструктуры, опасность со стороны транспорта, дискомфорт при поездках, проблемы ментальности (несолидно).
Способствовать устранению этих проблем призвана концепция развития велосипедного движения в Минске. По заказу ГАИ она была разработана БАЭС при участии Минского велосипедного общества в 2010 году и принята Мингорсоветом в 2011 году.
В рамках развития инфраструктуры должна быть создана, во-первых, магистральная сеть – капитальные обособленные велодорожки аналогично «велобану» вдоль Свислочи, во-вторых, основная сеть – адаптированные для велосипедного движения тротуары, а также парковые, туристические маршруты.
Представители Минского велосипедного общества осуществляют мониторинг строительства дорог в столице, сообщая чиновникам о фактах несоблюдения норм безбарьерной среды.
Что нужно сделать для велосипедизации Беларуси
Во второй день форума участники работали в группах, обсуждая различные аспекты главной темы – что нужно делать для развития велосипедного движения Беларуси, популяризации велосипеда и создания позитивного имиджа двухколесного транспортного средства.
Не могли не вспомнить о том, что 2013 год объявлен в Беларуси Годом зеленого туризма. Поэтому на следующий год велоактивисты намерены провести ряд акций и кампаний, направленных на популяризацию велосипеда.
Это будут не только традиционные открытие и закрытие сезона, день без автомобиля 22 сентября. Было предложено продумать проведение по всей стране особого дня велосипеда. Также в планах – проведение массового велопробега и велопарада. Кроме того, для продвижения и защиты интересов велосипедистов на республиканском уровне в Беларуси было принято решение создать велосипедную ассоциацию, в которую войдут велоинициативы со всех регионов страны.
Велосипедизация Беларуси медленно, но верно набирает обороты, и это неслучайно. Ведь больше людей во всем мире выбирают велосипед, потому что это удобно – везет «от порога до порога», нет проблем с парковкой. Это быстрый и дешевый способ перемещения (особенно по сравнению с личным автомобилем). Велосипед позволяет поддерживать физическую форму, дает ощущение свободы и общение с новыми и старыми друзьями-велосипедистами.
Города развивают велотранспорт, потому что это решение проблем с пробками и парковками, повышение уровня здоровья горожан и улучшение экологии.