Как сделать велокухню в своём городе?

Совсем недавно общественная веломастерская ВелоКухня «Гараж 38» отметила свой первый юбилей. Это уникальный для Беларуси проект, который действует на волонтёрских началах уже 5 лет. Могут ли этот опыт перенять другие города, выясним у действующих «кулинаров» мастерской.

Совсем недавно общественная веломастерская ВелоКухня «Гараж 38» отметила свой первый юбилей. Это уникальный для Беларуси проект, который действует на волонтёрских началах уже 5 лет. Могут ли этот опыт перенять другие города, выясним у действующих «кулинаров» мастерской.

«Не отдаю велосипед в мастерскую из принципа»

– Мы называем себя некоммерческой мастерской. Мы помогаем людям, но не делаем за них, – говорит Кирилл Кудравец, волонтёр «Гаража 38». Это общественная велосипедная мастерская в Минске, во дворе дома 44Б по проспекту Независимости.

Чинить велосипед можно и дома, но только если имеешь инструменты, запчасти и готовность вытирать размазанную по линолеуму смазку. Альтернатива – отдать в мастерскую или завести собственный гараж.


Гараж в день открытия, 30 июля 2013 года. Фото: Денис Зеленко

– Сейчас много хороших веломастеров. Но я, например, никогда не отдаю туда велосипед из принципа: не считаю его настолько сложным механизмом, с которым не справлюсь сам. Другое дело, что бывает лень…, – говорит один из создателей велогаража Евгений Хоружий.

– Зачем нужен гараж? Посмотреть видео о ремонте велосипеда это одно, а когда тебе наглядно показывают – совсем другое. Так быстрее учишься, – объясняет Никита, один из волонтёров.

– Миссия гаража? Это некий DIY (Do It Yourself – сделай самостоятельно – примечание автора). Для меня важно то, что гараж демонстрирует: помощь (совет, реальную помощь руками, вдохновение) можно получить не за деньги. А просто потому что она тебе нужна. Некоторые посетители  этому удивляются, – размышляет председатель правления Минского велосипедного общества Павел Горбунов.

– Гараж – это такое специальное место, где можно прийти и повозиться с железом в широком смысле, не только с велосипедом: столярка, например. Это надо всяким фанатикам, ведь сейчас не очень популярно что-то делать своими руками. Я имею, в виду в масштабе человечества, – считает куратор гаража Лэйзи.


Фото: Анна Волынец

Тусовка или сервис?

В гараже можно воспользоваться:
·         пространством;
·         инструментами;
·         помощью волонтёров или других посетителей.

Тусовка это или место с большим количеством гостей, или бесплатная мастерская? Скорее тусовка, отвечают многие из волонтёров.

– Здесь не выйдет сказать: «Почините, а я приду через полчаса». Но всегда можно обратиться за помощью, – говорит Евгений Хоружий.


Фото: Денис Зеленко

Взамен человек может:
·         сказать «Спасибо»;
·         принести волонтёрам печенье;
·         принести запчасти: любые, в том числе старые (но без крайностей), смазку, ветошь.

Фото: Светлана Ермакович, лицензия CC BY-S

Кто сюда приходит?

Кроме волонтёров, есть завсегдатаи, случайные люди и те, кто нашёл гараж целенаправленно. Всего в день обычно 5-15 человек возрастом 25-35 лет, многие из них почему-то IT-шники, чаще всего мужского пола. За год через гараж проходит примерно 1000 человек, некоторые бывают не один раз.

Помощи гаража в первую очередь рады те, у кого немного денег на ремонт велосипеда, или кто бы хотел научиться ремонтировать его самостоятельно. В городских мастерских такому вряд ли научишься. Ещё есть просто люди, которые хотят поболтать на тему совершенствования велосипеда.

Фото: Анна Волынец

Как работает гараж?

Расписание можно найти на сайте, и сейчас это почти каждый будний день с 18 до 21 часа. Люди сами отмечают в google-форме когда могут дежурить. Зимой гараж работает пару часов в неделю –  спроса нет.

Кто этим занимается?

Волонтёры и кураторы. Требования к волонтёрам –  порядочность и ответственность. Куратор –  бывший волонтёр, за которого проголосовали 50% текущих кураторов, который получил ключ от Гаража и может записываться в календаре на дежурство.

Сейчас их около 10 человек, в день минимум 1 человек. Централизованного управления нет, и большинство решений могут принять три куратора «Гаража», собравшись вместе. В некоторых случаях нужно согласие не менее, чем половины кураторов.

У гаража есть формальный владелец, сам же проект иногда получает поддержку от МВО, чьим дочерним проектом является.


Джон Росмэн, один из создателей Гаража 38. Фото: Денис Зеленко, июль 2013

Как работать с приходящими людьми?

Показывать им Гараж, рассказать про его ресурсы (инструменты, запчасти, волонтёрскую помощь) и про то, на каких условиях можно ими воспользоваться. По словам участников минской Велокухни, часто можно видеть стоящих поодаль людей, которые не решаются подойти. С такими можно выйти на контакт первыми.

Место, чтобы чинить велосипед и тусоваться

Пару членов МВО побывали в подобных местах в Европе, в том числе в Вене во время встречи Европейской федерации велосипедистов. В 2012 это были Джон Росмэн и Евгений Хоружий.

– Все в той или иной степени загорелись идеей, но Джон – больше всех. Почему? Я уже не вспомню. Хотелось иметь место, где можно и чинить велосипед, и устраивать тусовки, – говорит Евгений Хоружий.

Recup’r во французском городе Бордо. Фото: recupr.org

Откопать полтора метра снега и мёрзлых пауков

Поиск помещения занял целый 2013 год. Круглосуточный доступ с улицы, доступная цена покупки или аренды помещения, приспособленность для грязной работы – подходящих мест было немного.

Заводы тогда почти не сдавали свои площади, и волонтёры смотрели даже бомбоубежище, но скорее из любопытства – длинная лестница вниз не очень удобна. График работы в таком месте – до 23 часов из-за соседства с жильцами.

В конце концов не выдержал Джон Росмэн и, увидев объявление о продаже относительно недорогого гаража в центре города, купил его.

– Первый раз мы пришли и видим: какие-то замороженные пауки висят, плесень… Это было зимой. Прежде чем туда зайти, нам надо было откопать полтора метра снега, по самый верх ворот. Благо как раз этим занимался сосед, и мы взяли у него лопату, – вспоминает Евгений Хоружий.

Фото: Анна Волынец

Аналогичный гараж в Вене находится в арендуемом помещении. Деньги на оплату собирают с добровольных взносов, которые гости делают за пиво.

– Велокухню не обязательно запускать в гараже. Главное, в удобном месте, желательно в центре города. Важно, чтобы она привлекала к себе не только прошаренных велосипедистов, но в неё случайно попадали бы обычные жители города, которые с велосипедом “на вы”.

Достаточно будет 30 квадратов, желательно с доступом с улицы. Можно договориться взять пустующую подсобку заводского здания. Кстати, узнайте какие формы поддержки молодёжных инициатив проводят городские власти в вашем городе.

Можно попробовать договориться с любой организацией, который понравится идея бесплатной веломатерской: с учреждением образования (как это сделали в Жодино); веломагазином или даже с обычным кафе, для которых велокухня привлечёт посетителей. Чего как раз не хватает нашей велокухне, так это веломагазина рядом, который бы продавал нужные детали в вечернее время, – считает Павел Горбунов.

Фото: Анна Волынец

Базовый набор – насос, стойка, самовар

В минском гараже углубили пол, чтобы не упираться головой в потолок; переделали трубу вентиляции, покрасили помещение. Затем волонтёры Светлана Ермакович и Наталья Боричевская разрисовали его внутри и снаружи. Полом занимались специально нанятые рабочие, а все остальные работы заняли около месяца у десятка волонтёров.

Постоянные расходы кураторов и волонтёров – это обновление инструментов. Команда также подавалась на Social Weekend и не победила, но всё же получила от организаторов несколько сотен долларов, за которые купили дрель, шуруповёрт, стойку для ремонта велосипедов и инструмент для нарезания резьбы в каретке…

Фото: Светлана Ермакович, лицензия CC BY-S

Часть мебели купили, часть привезли из своего дома. Один стол переделали из старого, докупив деревянных досок, повесили деревяннный щит для инструментов, остальные столы взяли из закрывающегося пространства МЕ100. Кто-то принёс самовар.

– Деньги для запуска гаража нужно найти: сброситься активистам, податься на грант, заинтересовать спонсора. Если не покупать помещение, то возможно хватит 200-400 долларов на покупку инструмента, мебели и вещей, обеспечивающих минимальный комфорт. Плюс нужно будет вложить своё время и энергию на доводку помещения. Так что желательно найти минимум 3-5 активистов и вначале заразить их идеей, –  советует Павел Горбунов.

На первоначальный набор инструментов для веломастерской, то можно вложиться в бюджет примерно в 200 белорусских рублей. Именно столько понадобится на насос, стойку и базовый набор инструментов для ремонта велосипеда: гаечные ключи, набор шестигранников, отвёртки, специализированные съёмники, молоток, станок для правки восьмёрок на ободе, набор для заклейки камер.


Фото: Денис Зеленко, июль 2013 года

Как организовать пространство внутри?

Поделить его на функциональные зоны. Например, в «Гараже-38» слева находятся инструменты в органайзерах (полки, доски с вешалками), справа – донейшн, или пожертвованные запчасти.
Главное – держать вещи в порядке и не путать право и лево.


Фото: Светлана Ермакович, лицензия CC BY-S

Раз в месяц дарят инструменты

Для поддержания такого гаража нужны расходы на аренду (в Минске это 60-80 рублей в месяц), оплата коммунальных; амортизация инструментов, по расчётам кураторов, составляет 15-20 рублей в месяц и около 8 рублей за сигнализацию. Примерно 10 рублей в год уходит на аренду земли и налог на землю.

В Гараже был ящик для пожертвований, но через какое-то время убрали, решив, что сам факт появления денег привлекает «стрёмных» людей.
– Одно дело украсть инструменты, и другое – деньги, – говорит Евгений Хоружий.
Сейчас пожертвовать деньги можно через счёт МВО.

Но «здесь нет нужды в прямом потоке денег», как считает Джон Росмэн. Нужны инструменты и запчасти, их приносят участники, но чаще других – несколько человек. По словам Кирилла Кудравца, с инструментами не так уж плохо, «раз в месяц обязательно что-то подарят».


Фото: Светлана Ермакович, лицензия CC BY-S

Поправка на “стрёмных” людей

Однажды гараж даже обворовали, и сейчас там есть сигнализация. Несмотря на это, Евгений Хоружий уверен: большинство людей честные.

–  Да, есть немного тех, кто что-то замышляет, 2-3 раза у нас пропадали инструменты. Но сложно заранее отфильтровать людей, и надо просто делать поправку на их существование.

Бывало, что кто-то забирал много запчастей, ничего не давая «Гаражу» взамен. Поэтому есть правило: любые запчасти надо ставить на велосипед на месте.

Электричество от солнца

Отдельной истории стоит электричество. Раньше подключение к сети у этого и нескольких других гаражей было сделано через соседа, а про прямое подключение чиновники говорили неохотно: слишком сложно и дорого тянуть линию под землёй. Но зимой на линии происходили замыкания, и электричество выключалось.

Сейчас его получают от солнечных панелей и чуть-чуть от велогенератора, что позволяет быть автономными от городских электросетей.

– Хорошо бы иметь электроэнергию на дрель, на точило, чайник или ещё что-то… Но сейчас она нужна в основном на освещение и сигнализацию, и мы поставили солнечные батареи. Не без нюансов: зимой они плохо заряжают аккумуляторы, надо возить их на зарядку, сметать снег с самих панелей. И делать это постоянно – сигнализацию нельзя обесточивать, – говорит Евгений Хоружий.


Фото: Денис Зеленко, greenbelarus.info

Как ОМОН приходил на чай

Гараж-38 торжественно открыли 26 июля 2013 года. Пришёл участковый, спросил: «А что у вас тут?». Пожал плечами и ушёл. По словам Кирилла Кудравца, так бывает регулярно:

– Спрашивают, что мы тут делаем. Отвечаем, что ремонтируем велосипеды. Иногда задают разные вопросы: например, как выбрать себе велосипед. Один раз в церкви был праздник, оттуда подошло пару ОМОНовцев, попили чаю и ушли. Давления никогда не было, разве что однажды попросили не жарить драники на мангале в канун католического Рождества.

Местные жители не считают гараж сектой и обычно дружелюбны. Один мужчина даже регулярно приносил ребятам воду. Но всё равно не надо расслабляться и лучше помнить, что соседей надо беречь:
·         Уважать;
·         Помогать с ремонтом велосипедов;
·         Следить за тем, чтобы толпы велосипедистов не поцарапали им двери;
·         Не перекрывать въезд в другие гаражи.

Фото: Анна Волынец

Если нет волонтёров – надо держать дверь открытой

В гараже пытались проводить мастер-классы. Вначале каждый месяц, теперь скорее раз в сезон. Делали даже школу веломастеров, но «до финала дошло 2-3 человека.

– К сожалению, это показало, что организационными методами здесь не выходит работать, – говорит директор МВО Анастасия Янчевская. – В какой-то момент мы, работники офиса МВО, стали дежурить в гараже, чтобы он был открытым. Я не могла оказать экспертную поддержку, но могла, например, подвести к более опытному велосипедисту менее опытного. И через месяц опытные дежурные нашлись.

Волонтёров можно искать через объявления в социальных сетях или через другой канал коммуникации в вашем городе, например, бумажные объявления или объявления в учебных заведениях, в тематических общественных организациях или местных сообществах (в идеале – местной велотусовке).


Анастасия Янчевская в день рождения Велокухни, 26 июля 2018 Фото: Анна Волынец

По мнению Анастасии, на одну смену должно быть два волонтёра: один помогает с ремонтом, второй – рассказывает, что такое велокухня и присматривает за порядком. С точки зрения гендерного баланса лучше всего чтобы это были парень и девушка.

При этом надо быть готовыми, что волонтёры не останутся с вами навсегда. Скорее на месяц, год или два, пять лет – исключение.

Мечта гаража – человек-новатор

– Пока есть компания людей, которым не лень покупать инструменты, гараж будет существовать, – говорит один из кураторов Велокухни Лэйзи. – Если 5 лет назад мы приезжали сюда заниматься собственными велосипедами, то сейчас – потусоваться и кого-то научить. У меня в последние полгода фишка: собираю из донейшна велосипеды и раздаю их. Принципы в гараже? Как в любом комьюнити: не стоит излишне фокусироваться на себе самом».

Фото: Денис Зеленко,июль 2013 года

– Сейчас в гараже нужен новатор – человек, который бы развивал идею, – говорит Павел Горбунов. – Хотелось бы, чтобы структура была более самостоятельной и эффективной в плане развития и принятия решений, чтобы решались не только тактические, но и стратегические проблемы. Но увы, сейчас нет хорошего администратора.

Велокухня – это подходящее место для старта карьеры начинающего городского активиста: можно поучиться администрированию, работе с волонтёрами.

Сами участники пространства могут учиться взаимодействовать друг с другом для достижения результата без руководителя. Это важный навык, который в нашем обществе практически не развит.

Велокухню можно использовать и более широко: например, проводить образовательные мероприятия или постоянные мастер-классы по ремонту велосипедов (но у нас это не пошло,  так как не нашлось мастеров, готовых проводить такие мастер-классы с некоторой периодичностью).

На базе велокухни можно собирать старые и ненужные велосипеды, чинить и передавать нуждающимся. Можно в целом организовывать тусовки велосипедистов для консолидации городского сообщества и совместного решения городских проблем.

– Планы на будущее? Надо просуществовать ещё 5 лет. Появится ли ещё один гараж? В Гродно он уже есть. И в Минске тоже есть люди, которые хотят это делать, – говорит Джон Росмэн.

Фото: Денис Зеленко, июль 2013 года

Текст: Анна Волынец

2018 год, 9 августа

Прокрутите вверх