Как белорусские города продвигают велотранспорт?

Где-то, как в Ветке, велосипед – единственный городской транспорт, но нет ни одного магазина с запчастями. А кое-где, как в Гомеле, отдел архитектуры и градостроительства горисполкома готов обсуждать свои решения с активистами.

О чём рассказали города на форуме «ПраРовар»
Неформальная велосипедная сеть работает – такой вывод можно сделать из докладов во время велофорума «ПраРовар» 23-25 ноября в Бресте. Её задумали создать полтора года назад, во время майского велослёта на хуторе «Шабли».
На форуме 23 ноября представители 8 разных городов рассказали о своих новостях за прошедший год и о планах на будущий. Велоинициатива в Гомеле получила регистрацию и стала официальной велосипедной организацией, в Барановичах активисты хотят построить велосипедную трассу, а в Лиде готовится проект новой 10-километровой велодорожки.
В некоторых городах, как в агломерации Полоцк-Новополоцк, изменилась сама структура городской мобильности, и жителям не нужно несколько крупных маршрутов. Им нужна сеть мелких.
Общие проблемы городов – инфраструктурные: высокие бордюры, иногда глубокие ямы; отсутствие велопереездов и конкуренция за пространство с пешеходами на тротуарах.
Общие успехи в том, что многие участвуют в рабочих группах своих городов по развитию велодвижения вместе с представителями администрации, ГАИ и обслуживающих организаций. Во время встреч участники работают с местными планами развития велодвижения, как предписывает Национальная концепция развития велодвижения.

Фото: Денис Зеленко
Велосипед –  городской транспорт для более чем 1% брестчан
Активисты и СМИ не стесняются называть Брест велостолицей Беларуси. В городе появилось три туристических веломаршрута, и на них есть спрос: больше 1% жителей, или 4 000 брестчан, пользуются велосипедом как городским транспортом. 44% жителей имеют хотя бы один велосипед в семье.
Молодая администрация с амбициями и желанием общаться с волонтёрами – то, за что хвалит свой город брестчанин Валентин Болденко. Он представляет велоклуб «Радея», существующий уже 24 года.
– Брест – визитная карточка, город на границе республики. Поэтому наша инициатива и мэр стремятся сделать город велосипедным, – говорит он.

Фото: Денис Зеленко
Гродно: «Я не ждала, пока напишут план. Написала его и принесла на стол»
Гродно постепенно превращается в город, где есть поводы для восхищения, как считает член правления организации Юлия Коледа.
За 5 лет количество парковок выросло с 12 до 312, и активисты уже перестали их считать. А в этом году на Августовский канал запустили автобусы с креплениями для велосипедов.
Но в городе по-прежнему сложно с безбарьерной средой: только в одном микрорайоне более 150 бордюров выше 4 сантиметров. Вы найдёте в Гродно 16-18 разрозненных велодорожек и ни одного переезда.
Активисты участвуют в общественном координационном совете при Комитете природных ресурсов, в общественном совете по туризму и рабочей группе по развитию велодвижения при исполкоме.
– Пока мы были активистами с общением с этими структурами были проблемы. Но если хочешь изменений – необходимо приходить к партнёрству, – говорит Юлия Коледа.
– И сейчас, если есть недочеты в инфраструктуре, я провожу не акции, а пишу письма с обращениями и предложениями. Это умеют делать и наши активисты.

Фото: Денис Зеленко
В городе есть план достижения стратегических целей по развитию велоинфраструктуры до 2020 года, утвержденный советом.
– Я не ждала, пока его напишут. Я написала его, принесла и положила на стол в исполкоме со словами: «Надо утвердить». Концепция развития велодвижения пока в черновике, но мы хотим её иметь к концу 2019 года.
Сейчас идёт работа над корректировкой генплана Гродно, и гродненцы месте с Минским велосипедным обществом сделали схему приоритетного движения велосипедистов.
Лида: есть велодорожки, но посредине – столбы
– На мой субъективный взгляд, власть не мешает велоинициативам, но там нет людей, которые хотели бы сделать город велосипедным. Как-то в прошлом году пришли к председателю и говорю: надо сделать велодорожку. Он говорит: «Пошли, посмотрим в окно. Велосипеды видишь? Нет. А машины видишь? Да». Вот и весь разговор, – считает велоспортсмен Олег Володкевич из Лиды.
– Я занимаюсь спортом и мало знаю о планах города, поэтому расскажу с позиции обывателя. Есть две длинные  велодорожки в отдалённые районы города и велодорожка вдоль проспекта Победы с осветительными столбами и высокими бордюрами.
По его словам, в центре всё чаще появляются велопарковки возле кафе и магазинчиков, но пока это неудобные «колаўторквалкі».

Фото: Денис Зеленко
В 2018 году было опубликовано иссследование велоинфраструктуры города, проведённое совместно МВО и организацией «ВелоЛида». По его данным в этом году начали проектировать новую велодорожку длиной 10 километров.
– Мы добились изменений в проект реконструкции большой улицы, которая связывает с центром активно строящийся микрорайон. В этом году улица была сдана, и там появилась велодорожка. Благодаря помощи «ВелоГродно» мы добились, чтобы подрядчик сделал бордюры в ноль, – комментирует представитель «ВелоЛиды» Олег Микулич.

Карта города, зелёным – велодорожки. Иллюстрация из презентации спикера

Фото: lidanews.by
Архитектор из Вилейки: При участии граждан профинансируют больше
Велосипедисты в -25С – не редкость для города Вилейки в Минской области. Там около 30 тысяч жителей, для которых установлены велопарковки и карта тайм-логистики в городском парке, на которой можно увидеть время на дорогу в то или иное место. На нескольких автобусах – реклама, суть которой – показать неэкологичность личного транспорта.
– В планах продолжать популяризировать велосипедный транспорт. Я сам, будучи юристом, каждый день катаюсь на велосипеде: весна, лето, осень – моё, – говорит Евгений Ивашкевич, велоактивист и координатор общественного движения «ЗОВиК».

Фото: Денис Зеленко
Схему утверждённых велодорожек до 2020 года показал главный архитектор города Дмитрий Горланов:
– Мы будем их делать – на это есть бюджетные средства и не бюджетное финансирование, – говорит он и объясняет, что в городе хотят в первую очередь проложить связи между районами, создавая сеть.
В 2017 году была построена велодорожка до района Порса (ссылка на презентацию отдела архитектуры и строительства).  В планах реконструкция моста через Вилию и строительство велодорожки длиной 4 километра от центра города к Вилейскому водохранилищу (в 2020 году).
В 2017 в городе построили 4,3 километра велодорожек, в 2018 – 5,1 километра, а в период до 2021 года надеются, что их будет 25.

Иллюстрация из презентации спикера
Дмитрий подчёркивает, что финансирование может быть больше:
– Если активно участвовать будет не только власть, но и граждане, когда власть делает правильные шаги: 300-400 подписей, петиция, публикация статьи в газете могут послужить основанием для финансирования того или иного объекта. Но без них завтра может не найтись оснований.

Иллюстрация из презентации спикера
Повседневный велосипед для 50% жителей Ветки
Город Ветка находится среди лесов на Полесье, там течёт река Сож и живёт около 8 тысяч человек.
– В этом городе вообще нет общественного транспорта. Есть автобусы между Веткой и Гомелем, но даже центральная районная больница за пределами города и туда ничего не ходит, – говорит Алексей Контарёв из минской организации РОО «Живое партнёрство» (ссылка на презентацию).
Совместно с программой поддержки Беларуси федеральным правительством Германии они занимаются развитием велодвижения. В Ветке организация провела небольшой опрос среди 32 человек в возрасте 25-50 лет.

Иллюстрация из презентации спикера
75% из них владеет личным велосипедом, остальные пользуются чьим-то чужим, около 50% ездит на велосипеде в любую погоду каждый день на работу, учёбу и т.д. 71% использует велосипед для быстрого передвижения.
– Мы спрашивали, что мешает ездить каждый день на велосипеде, и нам отвечали, что неудобно ездить по тротуарам с пешеходами, мешают бордюры и многие боятся ездить по проезжей части, – говорит Алексей.
В городе нет ни мастерских, ни магазинов с запчастями.

Иллюстрация из презентации спикера
В Могилёве – рабочая группа, веломарафон и ямы по колено
Контакты, встречи и мероприятия – так видят развитие велодвижения в Могилёве представители инициативы «Велоразвитие». Среди мероприятий – открытие сезона «Веловесна», День без автомобиля, акция «Вежливая безопасность» и другие.
– Одно из самых важных направлений работы нашей организации – работа с детьми, – говорит участник инициативы «Велоразвитие» Евгений Заблудный (ссылка на видео).

Фото: Денис Зеленко
Самому младшему участнику открытия велосезона было 3,5 года. Детей также учат во время мероприятий мелкому ремонту и правилам передвижения.
При Могилёвском горисполкоме есть рабочая группа по развитию велоинфраструктуры, и в «Велоразвитии» этим очень гордятся. В рабочую группу входят представители горисполкома, ГАИ, эксплуатирующих организаций, велоактивисты.
Работы в городе хватит всем:
– Огромные ямы мы наблюдали в 2018 году на велодорожках города. Чтобы вы понимали: эти две дорожки построены в 2017 году, и уже в 2018 там произошли обвалы по колено или больше, – говорит представительница инициативы «Тутэйшы ровар» Алина Скребунова (ссылка на презентацию и видео (1, 2).
Представители инициативы снималы  видео и фото, писала обращения, но обвалы не убирали или делали это некачественно. Как следствие, на одном из них случилась авария. Велосипедист уехал на скорой, и проблему убрали за два часа.
– Проблема велоинфраструктуры в Могилёве – её делают для галочки, – считает докладчица.
Она критикует и то, что с горожанами не обсуждают будущие велодорожки, а только их воздействие на окружающую среду (ОВОС). Жалуется на недостаток встреч с администрацией, а также на то, что ответственных за развитие велосипедного движения нет, даже несмотря на рабочую группу.
– Туда входит представитель только одной велосипедной инициативы. Этот орган непубличный, туда сложно попасть, а обсуждаемое там не выходит за пределы кабинета, – говорит Алина и приводит список из примерно 5 разных инициатив.

Фото: Денис Зеленко
Но в то же время есть повод для гордости: в этом году уже второй раз прошёл могилёвский веломарафон.
В Орше появится «Жоўты ровар»
Памп-трек, уличный стенд для ремонта велосипедов и парковки на каждом предприятии – такие планы инициативной группы в Орше. В 2019 году активисты хотят зарегистрировать общественную организацию «Жоўты ровар» (ссылка на презентацию).
– В Орше широкие дорожные полосы по основным направлениям, в которые можно вместить и выделенные велодорожки. Широкие тротуары можно разделить на тротуар и велодорожку, – считают активисты.
Сейчас 80% бордюров в городе снижены, а город планирует прокладку 6 километров велодорожек по району.
Барановичские активисты хотят разрешение на дёрт-парк
– Тема сегодня у всех одинаковая: бордюры, отсутствие тротуаров, инфраструктуры. Наверное, разногласия появляются из-за того, что одни люди ездят, другие – принимают решения. Мы не приходим к общему, – считает представитель группы «Велодвижение Барановичи» Алексей Шугаев (ссылка на видео «Хроника велодвижения»).
Велоинициатива существует уже четыре года, но пока не является зарегистрированой. Активисты проводят велопраздники, прогулки, и в год выходит более 40 встреч.
– Город делает вид, что нас нет. Иногда не получается взять разрешение на мероприятие, – говорит спикер. – У нас была встреча с депутатами, где мы прочитали свои тезисы. Мэр дал добро на строительство дёрт-парка в старом парке своими силами. К сожалению, всё осталось на уровне разговоров, и мы топчемся на месте
При этом Алексей поблагодарил Минское велосипедное общество, которое «тянет нас за собой». Мы можем показывать, как выглядит Минск или Брест, куда можно приехать и увидеть.

Фото: Денис Зеленко
В Гомеле хотят построить трек и убрали трос над велодорожкой
У гомельских активистов произошло большое событие: 21 февраля «ВелоГомель» получил регистрацию и сейчас насчитывает 58 человек.
– В 2018 году у нас активно занижают бордюры, появилась своя интерактивная карта проблемных мест и работает отправка заявок через сервис 115.бел (особенно это актуально сейчас, когда планируется бюджет на следующий год), – говорит глава организации Светлана Король.

Фото: Денис Зеленко
Активисты старались сделать, чтобы в городе были удобные велопарковки вместо «колаўтрквалак», а также справились с одной курьёзной и опасной ситуацией.
– У нас был один тротуар, который пересекался с тросами усиления линий электропередач. И когда там обозначили велополосы, то трос оказался в районе шеи велосипедистов. Активисты написали обращение, и проблема была решена, – говорит Дмитрий Трусов, представитель организации «ВелоГомель»
В мае создана рабочая группа по развитию велодвижения, куда вошли представители их велодвижения. Дмитрий подчёркивает, что отношения с ГАИ и администрацией дружеские, хорошие отношения и с отделом архитектуры, который готов обсуждать предложения активистов.
– Даже некоторые представители власти начинают участвовать в наших покатушках, – говорит он.

Фото: Денис Зеленко
В следующем году активисты собираются создавать туристические маршруты. А вот велогаражи не в приоритете, как заключили они из опроса: 93 из 500 человек  не имеют проблем с хранением велосипеда.
Активисты продвигают идею велотрека, и их поддерживает управление спорта и туризма, примерно определена площадка.
– Из того, что не нравится – всё же Гомель отдаёт больший приоритет личному автомобилю, а не велосипеду или пешеходам, что видно по развитию отдельных улиц. И последнее – хотелось бы продвинуть городской велопрокат, но пока это не получается, – завершил Дмитрий.
Материал подготовлен в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке Евросоюза и в рамках кампании deVELOpment при содействии Посольства США в Беларуси.
 
Текст: Анна Волынец

2018 год, 21 декабря

Прокрутите вверх