В четверг, 18 сентября в рамках “Недели мобильности” Минское велосипедное общество и товарищество “Зелёная сеть” организовали воркшоп по теме: “Как спроектировать удобную велосипедную инфраструктуру в городе”
В Беларуси воркшоп по данной тематике проводился впервые.В нём приняли участие вело-активисты различных городов Беларуси (Солигорск, Витебск, Брест, Минск), представители ГАИ города Минска, Минскградо, экспертной организации БАЭС и проектировщики-велосипедисты.
В четверг, 18 сентября в рамках “Недели мобильности” Минское велосипедное общество и товарищество “Зелёная сеть” организовали воркшоп по теме: “Как спроектировать удобную велосипедную инфраструктуру в городе”
В Беларуси воркшоп по данной тематике проводился впервые.В нём приняли участие вело-активисты различных городов Беларуси (Солигорск, Витебск, Брест, Минск), представители ГАИ города Минска, Минскградо, экспертной организации БАЭС и проектировщики-велосипедисты.
Бартош Скоршевски, польский эксперт по созданию велосипедной инфраструктуры
Основной частью воркшопа стала презентация Бартоша Скоршевски, польского эксперта по созданию велосипедной инфраструктуры. Бартош показал примеры проектирования велоинфраструктуры, которые характерны для европейcких городов, и которые могли бы подойти Минску, показал типичные ошибки проектировщиков, которых следует избегать. Возможно, это тот случай, когда не стоит “изобретать велосипед”, а изучить зарубежные наработки, проверенные практикой.
Скоршевски отметил, что в Минске можно создать действительно хорошие велодорожки – ведь у нас на многих улицах широкие тротуары и проезжая часть, а, следовательно, можно спроектировать велодорожки так, что было бы удобно всем. Удобные велодорожки очень важны для организации безопасного движения. Напротив, если они неудобны, то велосипедисты будут избегать ими пользоваться, какой бы краской их ни рисовали на тротуарной плитке и какими бы знаками они не обозначались.
Опыт Польши
В Польше, как и практически во всех странах мира, велосипедисты при отсутствии велодорожек по умолчанию должны двигаться по проезжей части. Беларусь – исключение. Тем не менее, даже в текущих правилах дорожного движения можно организовать велодорожки различным способом, как на проезжей части, так и на тротуаре.
В Польше принято три типа велодорожек – отдельно проложенные (наиболее удобные и самые дорогие), совмещённые с тротуаром, но обязательно отделённые от пешеходной зоны брусчаткой, зелёным газоном. Третий тип – проложенные на проезжей части, иногда помеченные разметкой, иногда – нет. Это самый недорогой и самый распространённый тип велодорожек. Выбор конкретного решения зависит от скорости движения автотранспорта, количества автомобилей.
Например, если скорость не превышает 30 км/час, то велодорожки чаще всего прокладывают по краю проезжей части, и это безопасно, так как скорости автомобиля и велосипеда не сильно различаются. К слову, такое решение можно реализовать и на некоторых дорогах Минска, обозначив велодорожку знаками и разметкой, и тем самым она будет соответствовать текущим правилам дорожного движения.
Проблема минских велодорожек, нарисованных на тротуаре – неподходящее покрытие и отсутствие их изоляции от пешеходной зоны. Такой тип дорожек можно очень просто и недорого реализовать на стадии проектирования, сделав разделение велосипедной и пешеходной зон газоном (идеальный случай), брусчаткой, приподнятой полосой со скошенными бордюрами. Пешеход должен на ощупь, не глядя под ноги, понимать, что он заступает на велодорожку. Все вновь проектируемые велодорожки в Польше имеют асфальтовое покрытие.
УП “МинскГрадо” Владимир Прищепов
Представитель УП “МинскГрадо” Владимир Прищепов отметил, что по-прежнему существует проблема отсутствия опыта у проектировщиков, и непонимание того, что именно необходимо велосипедистам. По его словам важность создания велодорожек уже осознана администрацией города и что все вновь проектируемые дороги предусматривают велосипедные дорожки.
На воркшопе было решено перевести некоторые существующие стандарты на русский язык, передать документы проектировщикам в проектные организации и провести обучающий семинар. Это актуально, так в настоящее время БелНИИТ “Транстехника” поручено создать план мероприятий по развитию велосипедного движения в Республике Беларусь в 2015-2016 годах.
Сотрудники ГАИ ГУВД города Минска, Дарья Бенько и Дмитрий Навой
Сотрудники ГАИ ГУВД города Минска, Дарья Бенько и Дмитрий Навой, отметили, что ГАИ готово сообща работать над созданием безопасной велоинфраструктуры, открыто для предложений со стороны общественных организаций. Одна из актуальных идей – попробовать реализовать цветное покрытие в местах пересечения велодорожек с проезжей частью, решить вопросы в проблемных точках (например пр. Независимости-ул. Янки Купалы), продолжить создание велосипедных переездов в г. Минске, отделённых от пешеходных переходов.
Участники воркшопа договорились вместе разработать концепцию велосипедных дорожек нескольких улиц Минска и предложить свои идеи ГАИ для обсуждения.
Ещё одна из типичных минских проблем, о которой упоминали на воркшопе – подземные переходы, которые несмотря на их предназначение – обезопасить людей – не справляются с этой задачей и не соответствуют современному пониманию удобной городской среды. Ими не хотят или не могут воспользоваться ни велосипедисты, ни пожилые пешеходы, ни люди с ограниченными возможностями. В итоге, многие вынужденно нарушают правила дорожного движения, пересекая проезжую часть по верху. Одно из решений – создание подземных переходов без ступенек c плавными спусками и подъёмами. Их дополнительное преимущество – возможность очистки от снега механизированной техникой.
Для велоактивистов иных городов воркшоп также оказался полезен, так как позволил сформировать комплексное понимание того, какой должна быть инфраструктура в города
Гродно
В субботу Бартош Скоршевски и координатор Минского велосипедного общества Павел Горбунов приехали в Гродно, где встретились с велосипедистами общественной организации “ВелоГродно”, изучили велоинфраструктуру города и провели рабочую встречу с велосипедистами и представителем Гродненского исполкома. Цель встречи была та же – озвучить проблемы, показать различные примеры создания велодорожек и разобраться с тем, как добиться их реализации.
Особенность Гродно – узкие тротуары, узкие велополосы, нарисованные на некоторых из них. Прокладка велодорожек здесь потребует более тяжёлых компромиссов. Хорошо то, что многие бордюры в центре города уже понижены. Велоактивисты также показали строящуюся рекреационную велодорожку в городском парке Пышки. Уже сейчас заметны некоторые её проблемы – местами отсутствие уклонов для стока воды с велодорожки, отсутствие альтернативной схемы движения пешеходов, неудобные велопарковки.¬¬ Тем не менее, эта велодорожка будет необходима городу, возможно, она станет тем “катализатором” усиления велодвижения в городе, каким в своё время оказалась для Минска велодорожка вдоль набережной Свислочи.
материал подготовил Павел Горбунов
Ссылка на фотографии c воркшопа:
https://plus.google.com/photos/115832457767203301446/albums/6060696515388552913
Ссылка на презентацию Бартоша Скоршевски:
https://docs.google.com/file/d/0BzmxUBAl-q9ZeVZjR0FDUzRaWGc/edit
Ссылка на презентацию Павла Горбунова:
http://www.slideshare.net/PashkaGorbunov/2014-0918
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Ссылка на полный файл польских стандартов (на польском языке):
http://bike.org.by/ru/document/2014/era-rekomendacii-po-organizacii-dvizheniya-velotransporta-germaniya-na-ukrainskom
Рекомендации по организации движения велотранспорта, Германия (на украинском языке)
http://bike.org.by/ru/document/2014/era-rekomendacii-po-organizacii-dvizheniya-velotransporta-germaniya-na-ukrainskom
Ссылка на файл Транспортный сценарий (Центр экологических решений):
https://docs.google.com/document/d/1LVgJ-8ZcmOaHuv8KnDH5s-UqYsBNteMvNE-aD0y2fGU/edit?usp=sharing
Ссылка на файл – социоэкономический эффект велосипеда (Центр экологическиз решений):
http://www.slideshare.net/PashkaGorbunov/ss-39372994