Наличие мест для стоянки велосипедов вблизи общественных объектов является важнейшим фактором, влияющим на количество велосипедистов в городе.
Велосипедисты обращают внимание на наличие мест парковки для своего транспорта возле супермаркетов, учебных заведений, мест оказания услуг и даже возле жилых домов. Ввиду того, что не все заведения оснащены велопарковками, приходится пристегивать свой велосипед к ближайшему неподвижному объекту: дереву, поручню, дорожному знаку, ограждению. Но это неудобно как для самих владельцев двухколесного транспорта, так и для пешеходов.
Пункт 19 Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске, предусматривает следующие мероприятия по созданию велосипедных коммуникаций:
– «разработку общегородской стратегии внедрения велосипедных стоянок(зонирование, дизайн и установка новых стоянок, интегрированных платных парковок);
– разработку новых технологий велосипедных стоянок;
– обеспечение велосипедными стоянками объектов социальной инфраструктуры;
– разработку стратегии противодействия краже велосипедов».
За период после принятия указанной Концепции в Минске были установлены тысячи «мест для стоянки велосипедов». Однако, не все из них удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям. В МВО констатируют: «Большинство минских велопарковок – неудобные. Они не позволяют правильно зафиксировать велосипед, обеспечить его устойчивость. Это приводит к тому, что велосипедисты ими не пользуются, а предпочитают парковаться поблизости».
Рассмотрим особенности существующих «мест для стоянки велосипедов».
1. ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ДЛЯ СТОЯНКИ ВЕЛОСИПЕДОВ
1) требования к их размещению;
2) требования к основным параметрам (размеры и конструкция), включая возможность использования устройств, наиболее эффективно защищающих от угона припаркованного велосипеды;
3) требования к материалам конструкций.
2. Основные параметры (размеры и конструкция) «мест для стоянки велосипедов» должны обеспечивать:
1) удобство при постановке велосипеда в «велопарковку» и изъятие его оттуда;
2) отсутствие помех для соседних велосипедов и пешеходов;
3) надежная и жесткая фиксация велосипеда в конструкции, исключающая возможность падения велосипеда набок и необходимость применения подножки для его устойчивости;
4) возможность «привязать» велосипед к конструкции «велопарковки» наиболее надежными замками».
Что может защитить велосипед от хищения? Велозамок. Но, как отмечают специалисты «велозамки бывают разными, и очень важно трезво оценивать уровень безопасности, который они обеспечивают:
– замок-трос. Самая простая и дешевая конструкция, которая состоит из собственно замка (кодового или с ключом) и стального троса в защитной оболочке. Тросовые замки очень удобны: их легко перевозить, а значительная длина позволяет зафиксировать несколько элементов велосипеда, сильно усложнив злоумышленнику задачу. Основной минус – малая прочность: замки довольно легко вскрываются или просто ломаются, а трос можно перекусить инструментом за пару секунд;
– замок-цепь. Сами запорные элементы здесь практически не отличаются от предыдущего варианта. Но для соединения их используется не трос, а цепь. Пользоваться цепью не так удобно, как тросом, да и весит она побольше, особенно при значительной длине. Зато мы выигрываем в надежности: угонщик, вооруженный стандартными тросовыми кусачками, перед цепью почти гарантированно спасует;
– секционный (раскладной) велозамок. Специалисты считают эту конструкцию более надежной, и с ними стоит согласиться. Запорные элементы замка соединяются несколькими пластинами из закаленной стали, а сами пластины стыкуются с помощью подвижных заклепок. В собранном виде изделие помещается даже в небольшую велосумку, а при фиксации велосипеда обеспечивает высокую надежность;
– U-образный замок. Самая надежная конструкция, которая обеспечивает хороший уровень защиты (во всяком случае, без усилий вскрыть ее не получится). Основа замка – достаточно большая дужка из закаленной стали, изготовленная в виде буквы U. Края дужки соединяются стальной перемычкой с замком, поэтому для угона злоумышленнику придется либо взламывать запорный механизм, либо пилить достаточно толстый стальной прут. Минусы таких замков – высокая стоимость, значительный вес и отнюдь не компактные размеры».
С тем, что U-образные замки имеют «значительный вес и отнюдь не компактные размеры» можно поспорить – их габариты можно оценить на фото ниже.
Велосипедный замок с тросом любого производства можно перекусить специальным ручным инструментом, в т.ч. обычными бокорезами (кусачками), за короткое время. Единственный выход создать препятствие для кражи велосипеда при использовании замков – каленая цепь толщиной прута от 6 мм либо U-образный замок с массивной каленой дужкой. Перепилить такие цепи и дужки можно только «болгаркой», что затруднительно сделать на «велопарковке» в городе. Следует заметить, что несмотря на рекламу, каленых тросов не существует, иначе бы они при сгибе лопались. Отсюда вывод: оптимальным вариантом защиты велосипеда при его парковке является U-образный замок с массивной каленой дужкой.
Единственным документом, в котором установлены требования к основным параметрам «мест для стоянки велосипедов», является ТКП 45-3.03-227 . В подп. 5.5.6 которого сказано: «Для временного хранения велосипедов следует предусматривать стоянки размерами 2,0×0,6 м на один велосипед, разделенные стойками (скобами) высотой 0,75 и длиной 1,6 м.». Из чего следует, что «места для стоянки велосипедов» – это:
1) территории размером 2,0×0,6 м на один велосипед;
2) разделенные стойками (скобами) высотой 0,75 и длиной 1,6 м. (что явно избыточно).
Удовлетворяет ли хоть одно «место для стоянки велосипедов» в г. Минске этим требованиям?
3. Требования к материалам конструкций «мест для стоянки велосипедов» законодательство не содержит, в результате чего зачастую можно наблюдать ненадежные и ржавые конструкции.
Следует отметить, что во многих зарубежных странах разработаны подробные документы, содержащие требования к «местам для стоянки велосипедов».
2. РЕКОМЕНДАЦИИ МВО К МЕСТАМ ДЛЯ СТОЯНКИ ВЕЛОСИПЕДОВ
Рекомендации к местам размещения велопарковок
1. Заметность. Велопарковка должна быть хорошо видима на расстоянии. Чем проще будет найти ее, тем больше вероятность, что она будет пользоваться спросом. Вывески и указатели о наличии такой парковки и ее месторасположении могут служить дополнительными подсказками для велосипедистов.
2. Расстояние до парковки. Наилучшее расположение – возле входа в здание (сооружение) на расстоянии не более 15 метров.
3. Доступность. Доступ к велопарковке должен быть легким и беспрепятственным. Подход к парковке не должен пересекаться с движением пешеходов и автотраспорта или быть загроможден другими объектами (клумбы, скамейки, опоры освещения и др.).
4. Безопасность. Велопарковка не должна загораживать запасные выходы из зданий, перекрывать канализационные люки, пандусы, лестницы и подходы к ним. Также следует избегать размещения вблизи оконных проемов. Велопарковка не должна загораживать обзор на перекрестках и пешеходных переходах. Не следует размещать стойки вдоль автодорог ближе 0,8 м от края проезжей части.
5. Велопарковка под углом 45° экономит пространство на тротуаре. Также у нее есть ряд преимуществ:
– меньше шансов запутаться рулями велосипедов;
– нужно меньше пространства, чтобы вывести велосипед с парковки.
Рекомендации к конструкции «велопарковки»
1. Велосипед должен стоять устойчиво на горизонтальной площадке, не должен заваливаться вбок или скатываться вперёд/назад. Оба колеса должны касаться тротуара, ни одно из них не должно приподниматься тротуарным бордюром или конструкциями парковки, если это нарушит устойчивость велосипеда.
2. Одна из лучших конструкций для велопарковки – П-образные стойки (либо в виде перевернутой буквы U), которая характеризуется следующим:
1) невысокой стоимостью, легкостью монтажа и хорошим внешним видом, который вписывается в уличное окружение;
2) у одной такой стойки можно припарковать два велосипеда, что экономит материал конструкции и позволяет эффективно использовать территорию «велопарковки»;
3) форма такой стойки позволяет зафиксировать велосипед надежными U-образными замками в двух местах (рама и колесо). При этом для возможности фиксации рамы велосипеда к стойке расстояние от стойки до стены здания (сооружения) либо иного объекта (например, дерева) должно составлять не менее 600 мм, а расстояние между соседними стойками должно составлять 750-850 мм.
3. Следует избегать конструкций, удерживающих велосипед за одно колесо. К таким конструкциям относятся и П-образные стойки, установленные вплотную к стене здания (сооружения), в результате чего рама велосипеда не может быть «прислонена» к стойке. Велосипед должен «пристегиваться» к стойке рамой по следующим причинам:
1) если «привязать» к конструкции только колесо, могут похитить весь остальной велосипед. В современных моделях колеса крепятся к вилке с помощью эксцентрика (зажима) и их можно легко отделить от вилки без использования инструментов за минуту;
2) при падении велосипеда (например, его кто-то заденет) нагрузка от кренящегося набок велосипеда передается через вилку на закрепленное в конструкции переднее колесо, создавая вращающий момент, а с учетом веса велосипеда примерно 15 кг. и значительного рычага приложения силы может произойти выворачивание колеса и его повреждение (выгибание обода);
3) о такие конструкции можно повредить тормозной диск или поцарапать вилку велосипеда;
4) при проектировании такой конструкции следует учитывать ширину колеса велосипеда, которая варьируется в диапазоне от 23 до 80 мм. Следовательно, парковка для одного типа велосипедов может стать непригодной для другого.
Требования к материалам конструкции «велопарковки»
1. Стойка должна быть изготовлена из материалов достаточно прочных, чтобы воры не смогли сломать ее при помощи обычного ручного инструмента. Велосипедные стенды должны быть надежно закреплены.
2. Для долговечности стоек необходимо выбирать качественные материалы и типы покрытия.
1) черный металл – дешевый, но недолговечный и требует ухода. Чаще всего в Беларуси велосипедные парковки производят из черной стали. За счет специфики использования парковок уже через год их конструкции могут начать ржаветь. Чтобы этого не происходило, следует использовать цинкосодержащую грунтовку и качественное многослойное порошковое покрытие;
2) оцинкованная сталь – при хорошем качестве выдержит пятилетку. Конструкции из оцинкованной стали даже при повреждении защитного слоя краски или полимера не начнут ржаветь. Ими можно пользоваться 5 лет без проведения косметического ремонта. Но важно, чтобы оцинковка была выполнена качественно. При холодном цинковании слой цинка выгорает в местах сварки, что в последующем приводит к появлению ржавчины;
3) нержавеющая сталь – поставил и забыл. Это наиболее надежный и долговечный материал, который не требует окраски и прекрасно смотрится. Единственный его недостаток – высокая стоимость – компенсируется почти неограниченным сроком службы.
3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ МЕСТА ДЛЯ СТОЯНКИ ВЕЛОСИПЕДОВ В МИНСКЕ
Редкий случай конструктивно правильной «велопарковки»
Ряд П-образных скоб, установленных на достаточном расстоянии как от стены здания (предусмотрено место для переднего колеса) так и друг от друга. На такой «велопарковке» можно жестко «пристегнуть» к металлической скобе не только раму, но и два колеса любого велосипеда с помощью надежных U-образного замка.
Почти правильная парковка
Такой же ряд П-образных скоб, установленных на достаточном расстоянии друг от друга, но вплотную к стене или к дереву, в результате чего отсутствует место для переднего колеса. На такой «велопарковке» можно жестко и надежно с помощью U-образного замка «пристегнуть» к металлической скобе только раму велосипеда и одно колесо, при этом второе колесо будет «выступать» за пределы «велопарковки».
Конструкция из дуг небольшого размера
Конструкция состоит из групп близко расположенных дуг, предназначенных для установки колеса между ними. Эти группы дуг размещаются на некотором расстоянии друг от друга, чтобы соседние велосипеды не мешали друг другу.
Колеса далеко не любых велосипедов поместятся между близко стоящими дугами. А в отношении тех, что поместятся, есть реальная опасность погнуть тормозной диск или поцарапать вилку велосипеда.
Если вставить колесо между группами близкораположенных дуг (между широко стоящими дугами), то велосипед будет стоять неустойчиво. Его переднее колесо можно «привязать» к дугам, в т.ч. и U-образным замком, однако в этом случае возникает угроза погнуть обод колеса при падении велосипеда от толчка, а также угроза хищения велосипеда путем отделения вилки от колеса (см. фото).
Не случайно подобные «велопаровки» не пользуются популярностью у велолюбителей, которые предпочитают парковать свои велосипеды рядом с ними (см. последнее фото).
Следующая «велопарковка»
На такой «велопарковке» возникают те же проблемы, что и на предыдущей. Однако к данной конструкции иногда можно «привязать» раму с помощью замка с тросом, но не с помощью U-образного замка.
В общем случае подобная конструкция велопарковки предусматривает крепление велосипеда за колесо и обычно устанавливается вплотную к зданию (сооружению). Фото выше интересно именно необычным способ стоянки велосипеда, не свойственным для данного типа парковки. Нередко находчивые велосипедисты стараются отодвинуть такую конструкцию от стены, чтобы появилась возможность крепления велосипеда не только за переднее колесо, но и за раму. Так сказать, более комфортный и безопасный способ. Также, очень часто, колесо (вилка) велосипеда просто не помещается между предусмотренными дугами таких велопарковок. Возможно именно это стало причиной выбора иного способа стоянки для жёлтого велосипеда, более удобного и устойчивого. Однако при таком расположении и использовании велопарковки, напрасно расходуется большая часть её конструктивного функционала. Выражается это в том, что при такой стоянке велосипеда, как на фото, рядом еще один не поставишь – не хватит места. В отличии, например, от П-образного изделия, у которого парковка возможна по обе стороны. При этом на изготовление последнего будет израсходовано почти вдвое меньше материалов.
Треугольная конструкция небольшого размера
Проблемы – те же.
Конструкция из дуг больших размеров
К таким дугам можно «привязать» с помощью U-образного замка раму и одно колеса некоторых велосипедов. Хотя, владельцы этих велосипедов просто «связали» друг с другом их рамы при помощи замка с тросом.
Треугольная конструкция небольшого размера
Ржавая конструкция. Колеса далеко не любых велосипедов поместятся между близко расположенными «прутами». А в отношении тех, что поместятся, есть реальная опасность погнуть тормозной диск или поцарапать вилку велосипеда. Если вставить колесо между широко расположенными «прутами», то велосипед будет стоять неустойчиво. Так, для придания устойчивости владелец данного велосипеда использовал подножку.
Конструкция необычной формы
В этой ржавой конструкции предусмотрено место для переднего колеса и никаких шансов «привязать» раму U-образным замком. А не проще ли «привязать» велосипед к рядом расположенным перилам? Как сама конструкция, так и перила располагаются вблизи входа в помещение общественного назначения. Не будут ли при такой парковке нарушены правила пожарной безопасности? По этому вопросу представитель МЧС разъяснил: «Во всех зданиях есть пути эвакуации, и если велосипед их перекрывает, он нарушает правила пожарной безопасности. Определить, мешает ли велосипед кому-то, очень просто. Представьте, что из здания бежит толпа людей: если при наличии велосипеда через путь эвакуации может выбраться то же количество людей, что и без велосипеда, значит, все в порядке. Скорее всего, если велосипед физически находится на крыльце или на лестнице, то он мешает эвакуации. А если находится на внешней стороне лестницы и пристегнут к перилам, то не мешает».
Еще один вариант «велопарковки»
Вроде бы ничего необычного – очередная ржавая конструкция треугольной формы. Но припаркованные на ней велосипеды располагаются не поперек тротуара, создавая помеху пешеходам, а вдоль тротуара. Актуально для узких тротуаров.
Еще один вариант конструкции треугольной формы
Конструкция из сваренных и окрашенных металлических прутьев – дешево и сердито, но не удобно и не практично.
Следующая конструкция треугольной формы
Для устойчивости припаркованного велосипеда использована подножка. Есть шанс «привязать» хотя бы некоторые велосипеды за раму U-образным замком.
Конструкция из низких стоек типа «капкан»
Про устойчивость припаркованного на такой конструкции велосипеда говорить не приходиться… При этом данная конструкция располагается на узком тротуаре и запаркованные велосипеды будут мешать пешеходам.
В отношении подобных конструкций представитель МВО отмечает: «Гэта – сапраўдная знаходка для злодзея… Мала таго, што падобныя паркоўкі могуць пагнуць тармазны дыск або падрапаць вілку веласіпеда, дык і бяспечна пакінуць тут свой двухколавы транспарт практычна немагчыма. У сучасных веласіпедах часта выкарыстоўваюць эксцэнтрык, які дазваляе лёгка зняць кола. Нават скарыстаўшыся замком, ёсць верагоднасць, што злодзей адцягне рычаг эксцэнтрыка і адлучыць «цела» транспарта ад «ног». А ў гэтай стаянцы скарыстацца «аховай» можна толькі праз кола, не чысты на руку чалавек сыдзе з кульгавым на адну апору веласіпедам».
Конструкция из П-образных стоек
Все было бы хорошо, если бы конструкция не была установлена непосредственно возле стены здания. Отсутствие места для переднего колеса не позволяет «привязать» велосипед к стойке U-образными замками за раму и за два колеса. В тоже время, если отодвинуть конструкцию от стены, то припаркованные велосипеды будут еще больше мешать пешеходам…
Наилучший пример
И тем не менее, нам удалось отыскать в городе образец правильной велопарковки. Причем идеальной по всем ключевым показателям, которые мы отмечали ранее: место размещения, конструкция или форма, материалы изготовления. Как ни странно, но такую велопарковку для своих велоклиентов установил обычный продуктовый магазин. Ведь далеко не каждое даже административное учреждение в г. Минске сможет похвалиться наличием примерного места для стоянки велосипеда.
Бонус
Велопарковка с навесом поможет защитить велосипед не только от кражи, но и от непогоды. В Минске есть несколько таких велопарковок. Одна из самых качественных расположена у бизнес-центра за МКАД. Хочется, чтобы такие места для стоянок велосипедов появлялись и в транспортных узлах – на вокзалах и у станций метро.