В 60-х годах Нидерланды были страной машин, а сегодня на дорогах очень много велосипедистов. Когда у нас будет так же? Проектировщики из страны «велосипедного рая» анализируют Минск.
Велосипедисту не нужно сдавать на права
Трафик на улицах Амстердама заставит оробеть многих минчан: плотный поток велосипедов, обилие знаков, кармашки для левого поворота и специальные светофоры… Тем не менее, там не надо сдавать на права для велосипеда, как не надо и в любой другой стране.
– Я не знаю таких стран, – отвечает на горячий вопрос последних дней проектировщик из Нидерландов Андре Петтинга.
На лекции 4 июня в Минске он рассказал о городской велокультуре. Он и его коллега Вим Саломонс уже во второй раз в Минске. В рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке ЕС они работаю вместе с местными инженерами над велосипедным решением для движения по улице Веры Хоружей и обсуждают другие вопросы, связанные с велоинфраструктурой.
Фото: Анна Волынец
Проектировщики работают в своей сфере с конца 60-х годов, и были не только свидетелями, но и создателями современного велосипедного движения в своей стране. Андре Петтинга уверен:
– С велосипедом нужны обучение и подготовка, которыми занимаются родители с детьми, – говорит он.
– Дело не в правах, а в развитии навыков. Использование велосипеда интуитивно. Мозг успевает понимать, как управлять велосипедом, и вы справитесь, если у вас нет физических проблем. Если скорость 40 или 50 километров в час – мозг не справляется. Чем выше скорость, тем больше отключается периферическое зрение, и тогда уже нужно развивать специальные навыки и получать права.
Фото: Анна Волынец
Сделать городское пространство безопасным для всех, включая велосипедистов и автомобилистов, как считает Андре, можно относительно просто: ограничив скорость движения 30-ю километрами в час, в том числе для автомобилей.
Организаторы встречи – «Минское велосипедное общество» – добавляют:
– Инфраструктура должна делать безопасное поведение удобным, а небезопасное – неудобным. Это небыстро, но стремиться надо прежде всего к этому, а не к сертификации людей, – говорит член правления МВО Евгений Хоружий.
Безумные правила и пространство, съедающее время
Передвижения по городу регулируют правила дорожного движения, превращающие потенциальный хаос в систему и призванные обучить людей вести себя безопасно. Андре уверен: ПДД в Беларуси уникальные и… безумные.
– Вы знаете их, эти статьи правил, но для меня и Вима они были в новинку. У вас уникальные правила, но они безумны. Зачем взгромождать велосипед на пешеходную дорожку? А это что за бордюр? – говорит он. – Движение велосипеда по проезжей части в Беларуси, даже в безопасных для этого местах, сейчас запрещено.
Андре говорит об инфраструктуре и возмущается. Он показывает фото бордюра высотой 3 сантиметра. Зал хихикает – Андре, может быть, ещё не встречал бордюров высотой 20 сантиметров?
Но абсурд иногда неоспорим: например, местами дорожка обрывается, «как чёрная дыра», на перекрёстках возникает броуновское движение из велосипедов и пешеходов. И это не говоря о том, что центром внимания при проектировании не являются ни одни, ни вторые, в приоритете – машины.
Фото: awb.by
– Для машин 6, 8 полос! А это что? Засунуть всех под землю? Пустое и некрасивое пространство – это не справедливо, – говорит Андре про подземный переход на перекрёстке улиц Хоружей и Куйбышева. – Думаю, в моей стране пешеходы и велосипедисты не захотели бы спускаться под землю.
Такой тоннель – это время и деньги, подчёркивает Андре и добавляет:
– Если вы будете содержать такую инфраструктуру, то велодвижение у вас не разовьётся. А всё остальное у вас есть: велосипедная сеть, люди и видение желаемого будущего. У вас уже есть сообщество! 15 тысяч человек было на велопараде? Прекрасно! У вас есть веб-сайт, магазины, велокухня, – оптимистично говорит Андре Петтинга.
Ехать по дороге – не значит стать как машина
Минск понемногу уходит от старого способа организации велодвижения – с помощью ведра краски и белых линий – потому что он не всегда работает и приводит к конфликтам. Какие решения нужны Минску?
– Наилучшее решение – разделение пространства для велосипедистов и пешеходов. Безопасность? Должно быть ясно, кому и куда двигаться, – говорит Вим Саломонс, второй гость из Нидерландов. – Куда мы хотим прийти в будущем? Нам нужно больше велосипедов на улицах, а значит, дайте им больше места, ведь у вас его много!
Фото: Анна Волынец
– Да, нам про Минск говорят: здесь можно сделать что угодно с помощью денег. В Нидерланах сложнее: там маленький профиль улиц, и гораздо сложнее решить эти проблемы, – председатель МВО Павел Горбунов.
Хотя и здесь, по мнению Павла, не всё идеально: первая пилотная велополоса в Минске на проезжей части появится на улице Веры Хоружей, но не обходится без конфликта интересов разных участников движения. А сами велосипедисты порой вообще не понимают, зачем им проезжая часть: уже целое поколение выросло с тех пор, как был введён запрет на движение по ней.
– Они спрашивают: «Мы должны будем двигаться со скоростью 60 километров в час?» – пересказывает Павел. – И мы возвращаемся к разговору о том, что скорость нужно ограничить 30-ю километрами в час.
Фото: biketours.by
Как было в Нидерландах в 60-х?
Из какой исходной точки жители Нидерландов пришли к сегодняшней организации дорог? Когда у нас будет так же? Ответ не понравится никому: когда умрёт достаточно людей.
– В 60-е годы все хотели машины, их было полно на городских улицах, и было много смертей в ДТП. Местные и центральные органы власти начали что-то предпринимать, чтобы решить проблему, – говорит Андре Петтинга.
Андре вспоминает как в Нидерландах наносили велодорожки разметкой, а на перекрёстках и на участках, где скорость выше 50 км/ч разделили всех участников движения.
– Это трагичный замкнутый круг: пока в ДТП не умрёт много людей – никто не пошевелится. Власти смотрят на статистику: нет цифр – нет проблемы. Но она есть, если вы не чувствуете себя в безопасности. Не нужно в Минске строить широкие дороги и перекрёстки.
Подзатыльник пешеходу – исток мифа о том, что все сумасшедшие
Рано или поздно Минск изменится, как показывают тенденции – скорее всего, он станет более велосипедным. А конфликты и драки с битой в руках закончатся? Было ли так в Нидерландах?
– Какая культура ваших велосипедистов? Правдивы ли истории о том, что велосипедисты стали королями дороги и пренебрежительно относятся к остальным и, например, могут дать подзатыльник пешеходу, зашедшему на велодорожку, а машины уступают велосипедам дорогу? – спросила директор МВО Анастасия Янчевская.
– Если велосипедистов много, то некоторые из них думают, что это они короли дороги, – говорит Андре Петтинга. – Они думают, что больше никого нет. И это касается не только дорожного движения: есть 3-5% людей, которые знают правила, но специально не следуют им. Из этого рождается миф, что все – сумасшедшие.
Фото: Анна Волынец
Видео этой лекции, а также записи с других велосипедных мероприятий можно посмотреть на канале Минского велосипедного общества по ссылке.
Лекция организована в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси», при финансовой поддержке Европейского союза.
Текст: Анна Волынец