А ноги на педалях. Вы удивитесь, но это очень распространенные причины травм. Даже если вы уверены в своих умениях, от непредсказуемости поведения менее «крутых» участников дорожного движения вы не застрахованы. Еще один нелепый повод для падения – селфи за рулем. Лайфхак: если вы сделаете фото, остановившись, никто не заметит разницы.
Меняйте передачи
Первые 10 минут лучше ехать на низкой передаче. Это поможет организму постепенно приспособиться к нагрузке. Конечно, можно посоветовать сделать небольшую разминку перед поездкой, но обычно хватает такой привычки на несколько дней. Тем более что для непродолжительных поездок по городу это не обязательно.
В целом, педали лучше крутить чаще, но с меньшими усилиями, чем наоборот. Так на коленные суставы приходится меньшая нагрузка. Поэтому не ленитесь переключать передачи по мере необходимости, даже если делать это приходится часто.
Объезжайте препятствия
Постарайтесь не пересекать канализационные решетки и люки, не наезжайте на ямы и рытвины. Рельсы и бордюры стоит переезжать под прямым углом. Если вы сомневаетесь в своих навыках, на сложном участке лучше сойти с велосипеда.
Правильно тормозите
Торможение должно быть как можно более плавным. Лучше заранее перестать крутить педали, а потом медленно нажать на задний (правый) тормоз, только слегка нажимая на передний (левый). То же касается и резкого торможения – основной упор на задний тормоз.
Есть еще методика торможения рывками, когда нажатия легкие, но частые. Правда, к ней нужно привыкнуть. На начальных этапах лучше использовать более простые способы.
Если падаете, то набок
Относительно других вариантов, это самый безопасный способ падения. Нужно зажать задний тормоз и вместе с велосипедом отклониться в сторону. Если получится, в этот момент нужно постараться прикрыть голову руками.
В случае если у вас большой страх падений, правильные движения можно отработать. Но сделать это получится только зимой: вам понадобится площадка, покрытая снегом, который смягчит падение.
Не забудьте фонарик и звонок
В темное время суток и при плохой видимости обязательно нужно включать фонарь с белым светом впереди, и с красным – сзади велосипеда. Делать это стоит не только для того, чтобы избежать штрафа ( до 3 базовых величин), но и ради собственной безопасности. Значительная часть ДТП с велосипедистами в вечернее и ночное время происходит именно из-за отсутствия фонариков.
К слову, передний свет должен быть направлен слегка вниз и работать в постоянном, а не мигающем режиме, чтобы не слепить встречных велосипедистов.
Что касается звонка, то он помогает избегать конфликтов с пешеходами. О своем приближении лучше предупреждать не слишком громким сигналом заранее. Если это не помогло, нужно сбавить скорость и попросить разрешение проехать вслух.
Выбирайте подходящую одежду
И речь сейчас не идет о спортивных образах. Для езды на велосипеде по городу прекрасно подходит и повседневная, и деловая, и даже нарядная одежда. Единственное, что может помешать – очень широкие брюки и длинные развевающиеся юбки. Кстати, в странах с развитым велосипедным движением продают специальные заколки для того, чтобы одежда не мешала езде. Для этой функции прекрасно подойдут и обычные канцелярские зажимы.
Если вы планируете длительные поездки, то готовится нужно основательней. Изучите советы опытных велосипедистов про спортивные памперсы, термобелье и ветрозащиту.
Не сидите в телефоне и не слушайте музыку в наушниках
Даже если это срочный звонок или очень важное сообщение! Если необходимо, на несколько минут вполне можно остановиться. Главное – сместиться с центра тротуара или велодорожки. Не стоит доставать телефон и пока ждете зеленый сигнал светофора, из-за этого теряется концентрация внимания.
Что касается музыки в наушниках, то да, мы тоже знаем, как прекрасно ехать по городу под свои любимые песни. Но так можно не услышать сигнал машины или других велосипедистов. Поэтому, если без музыки никак, в ухе стоит оставлять только один наушник или можно использовать небольшую колонку, которая не будет мешать окружающим.
Соблюдайте правила проезда проезжей части
В нынешней редакции ПДД велосипедист обязан спешиваться на регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходах. Исключение – если есть велопереезд. Но даже в этом случае перед ним необходимо притормозить и убедиться, что водители автомобилей вас заметили. Двигаться через переезд нужно со скоростью пешеходного потока.
Если вы оказались на участке, где не тротуара и вы вынуждены ехать по проезжей части, двигайтесь не далее метра от края дороги. И помните: вы подчиняйтесь тем же правилам, что и автоводители.
Раз в год проводите ТО велосипеда
Велосипед такое же транспортное средство, как и автомобиль, и если им регулярно пользоваться, нельзя забывать о ТО. Раз в год необходимо проводить полный техосмотр и обслуживание велосипеда. Цепь рекомендуют смазывать через каждые 100 километром, если использовать парафин – через каждые 600 км. Мы предлагаем делать это хотя бы раз в 3-4 месяца.
Будьте осторожны в дождь
Зону риска представляет разметка, металлические люки и объемная плитка, так как они становятся особенно скользкими. Аккуратным следует быть и на поворотах, их лучше проезжать, сбавив скорость. Если у вашего велосипеда изношены шины, также следует быть внимательными. Перед необходимостью резко затормозить на скользком покрытии старайтесь успеть выпрямить руль.
Берегите себя в холод
Во-первых, если вы продолжаете ездить зимой (молодцы!), обязательно меняйте резину на зимнюю. Во-вторых, – позаботьтесь о своей экипировке. Не обойтись без защитных перчаток и теплой обуви. Руки и стопы мерзнут больше всего, так как остаются практически неподвижными во время езды. А вот тело, наоборот, успевает разогреться. Поэтому одежда не должна быть слишком теплой, гораздо важнее, чтобы она была ветрозащитной. Если у вас чувствительные колени, в холод лучше использовать наколенники.
Что касается зимней езды, то особенности есть только во время снегопада и гололедицы. При любой другой погоде шипованные шины помогут вам ездить без проблем. Во время снегопада и гололедицы нельзя ездить по проезжей части ни при каких условиях (даже если нет тротуара или обочины) – велосипед нужно вести в руках.
Задумайтесь о необходимости шлема
Безусловно, шлем увеличивает пассивную безопасность велосипедиста. Но сразу отметим – это не панацея, и часто он только меняет характер травм. К тому же, многие велосипедисты, надев его, начинают ездить более смело и агрессивно, что снижает безопасность.
На наш взгляд, шлем может понадобиться, если вы ездите на очень больших скоростях в темное время суток, когда лекго пропустить яму, или совсем неопытны и часто падаете. Кроме того, шлем обязательно надевать детям, если взрослые перевозят их на своем велосипеде. Обратите внимание, что после падения шлем необходимо менять, даже если на нем нет видимых повреждений.
Будьте внимательными, даже если всё делаете по правилам
Влиять на действия других участников дорожного движения мы, к сожалению, не можем. Но в наших силах внимательно следить за дорогой, чтобы в случае необходимости быстро на них среагировать.
Получайте удовольствие!
Гормон счастья укрепляет иммунитет! Да и в целом, велосипед именно для этого и создан. Согласны?
Экспертная работа Минского велосипедного общества поддержана Европейским союзом в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси».
Источники фото: samara-ru.livejournal.com, twitter.com, kaifolog.ru, pikabu.ru, justgiving.com,thegolfclub.info, blog.publicbikes.com, wtop.com, yandex.ru, slvwindfallgroup.com,ex3msport.life.
Текст: Дарья Коско