Мнение МВО: как байкшеринг повлияет на развитие велосипедного движения в Минске?

Около месяца прошло после того, как в Минске появился первый шеринг велосипедов – «Колобайк». Или, как его прозвали в народе, «те самые желтые велосипеды». Напомним, что шеринг отличается от обычного проката тем, что велосипед можно оставить в любой точке в пределах города.

За месяц у минчан накопилось немало вопросов о сервисе. На некоторые из них мы постарались ответить.

Как это работает?

Для того, чтобы взять велосипед в аренду, нужно скачать мобильное приложение KoloBike. На карте вы увидите ближайшие к вам велосипеды. К аккаунту в приложении привязывается банковская карточка. Вам нужно считать QR-код с задней стороны рамы. Как только вы это сделаете, пройдет платеж, блокировка снимается и можно отправляться в путь.

Когда вы приезжаете в нужное место, переводите рычажок на раме в другое положение и просто оставляете велосипед там. Цена проката – 1 рубль за 30 минут.  Цена фиксированная, поэтому одну сумму вы заплатите и за 2 минуты, и за 27. Возможно, в будущем система оплаты будет меняться.

Как связаны «Колобайк» и МВО?

«Колобайк» – это частный инвестиционный проект, в котором мы не участвуем. Но у нас установились дружеские отношения с основателями шеринга. Напомним, что Минское велосипедное общество – это членская организация, которая существует за счет поддержки членов объединения и волонтеров, пожертвований, а также  международных грантов. Мы не продаем велосипеды и комплектующие к ним и не являемся прокатом.

Тем не менее довольно часто сейчас нам звонят по вопросам, связаным с «Колобайком». К сожалению, мы не можем помочь. Поэтому будет гораздо удобнее связываться напрямую с сотрудниками компании. Служба поддержки kolobike.by: +375293180180 (Viber / Telegram – текстом), contact@kolobike.by

Как мы относимся к появлению байкшеринга?

Байкшеринг – лучший велосипедный проект года! Прокат даёт возможность ездить каждый день, не беспокоясь о хранение и ремонте велосипеда, совмещать разные виды транспорта и перемещаться быстрее. Например, если вам нужно куда-то ехать по неудобному маршруту с пересадками или ночью, когда уже не ходит общественный транспорт, велосипед может стать оптимальным решением.
Во многих случаях даже экономически выгоднее использовать байкшеринг, а не покупать проездные билеты. К тому же, это отличный способ попробовать перемещаться по городу на велосипеде, если у вас пока нет своего.

Почему некоторые люди реагируют неадекватно?

Да, мы знаем о случаях вандализма по отношению к  велосипедам и самокатам – это не может не огорчать. Правда, такая ситуация не уникальна. К сожалению, во всех странах подвергается вандализму и кражам арендный транспорт. Но речь идет о совсем небольшом проценте. Кражи или попытки «по незнанию» забрать велосипеды/самокаты  домой/на дачу обречены на провал: на транспорте установлены GPS-трекеры, а запчасти велосипедов уникальны и больше нигде не могут быть использованы.

А как правильно пользоваться шерингом?

Старайтесь оставлять велосипеды там, где они не мешали бы и вам самим в роли пешеходов или автомобилиситов. На тротуаре ближе к зданиям, рядом с велопарковками, в зеленых зонах. Если вы заметили упавший или стоящий в неположенном месте велосипед и у вас есть время и желание, можете его поднять или немного передвинуть. Это займет несколько секунд, зато сделает отношение минчан чуть более дружественным друг к другу.

Почему случаются сбои?

Пожалуйста, учтите, что «Колобайк» – очень крупный шеринг: сервис предоставит минчанам возможность брать на прокат по всему городу 3000 велосипедов и 300 электросамокатов. Поэтому, чтобы наладить его работу, нужно время. Пока работа по настройке системы продолжается. В приложении KoloBike в разделе «Помощь» есть ответы на самые распространенные вопросы.

Что делать, если я вижу странную активность?

Минское велосипедное общество призывает всех горожан бережно относиться к байкшерингу. Если вы увидите, что кто-то пытается сломать или подозрительно несет, а не везет арендный велосипед (при отсутствии оплаты у него заблокированы колеса), то сделайте фотографию нарушителя, напишите в поддержку шеринга и обратитесь в милицию. Мы знаем, что ряд горожан уже поступили подобным образом, после чего велосипеды вернулись в прокат невредимыми.

Вместо выводов

Байкшеринг – это новое ощущение от города.  Все привычные расстояния уменьшаются, дорога домой или на работу становиться приятнее. Это очень важный проект для города: он позволяют сократить использование моторизированного транспорта, тем самым улучшив экологическую обстановку в городе. В других странах байкшеринг датируют из городского бюджета, его рассматривают как часть системы общественного транспорта. У нас пока это частные инвестиции, которые в любом случае положительно влияют на развитие и имидж города.

Экспертная работа Минского велосипедного общества поддержана Европейским союзом в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси».

Текст: Дарья Коско
Фото: Команда МВО