Брест – лидер развития велодвижения в Беларуси?

Брест имеет шанс стать первым по развитию велодвижения в стране. Для этого у города есть всё необходимое: относительно теплый климат, компактность, стабильная база велоэнтузиастов и содействие местных властей. Брест стал вторым после Минска городом, где в ноябре прошел крупный велосипедный форум «ПраРовар». На мероприятии,  рассказали и про успехи города.

 

Брест имеет шанс стать первым по развитию велодвижения в стране. Для этого у города есть всё необходимое: относительно теплый климат, компактность, стабильная база велоэнтузиастов и содействие местных властей.
Брест стал вторым после Минска городом, где в ноябре прошел крупный велосипедный форум «ПраРовар». На мероприятии,  рассказали и про успехи города.
Велосипед в каждой второй брестской семье
В Бресте около 4000 человек регулярно пользуются велосипедом для передвижения. В каждой второй семье есть хотя бы один велосипед. Как отметил в своем выступлении председатель правления организации «За вело Брест» Владимир Красько, эти цифры из года в год растут.
Фото: Денис Зеленко
– У нас есть поддержка в горисполкоме. Она появилась не так давно, скажем честно… Плюс неплохие взаимоотношения с ГАИ, – подтвердил Владимир.
Учитывая что первый день форума проходил в здании брестского горисполкома, в словах активиста сомневаться не приходится.
Минск не решается, а Брест реализовал
В январе 2018 года произошло важное событие — была утверждена Концепция развития велосипедного движения в Республике Беларусь. Для Брестской области появился свой план развития. В документе прописаны создание рабочих групп для развития велосипедного движения, создание концепций и планов мероприятий, адаптация существующих дорог для велодвижения и прочее. Важный момент – в состав рабочих групп «должны быть включены общественные объединения велосипедистов и активистов велосипедного движения».
Хотя по мнению председателя правления Минского велосипедного общества Павла Горбунова эта концепция носит декларативный характер, наличие такого документа лучше, чем ничего: для чиновников привычнее действовать в рамках обрисованных задач. Следующий шаг – превращение концепции в более конкретный план развития.
Некоторая часть работы уже проделана. Совместно с зарубежными экспертами, Минское велосипедное общество и «За вело Брест» разработали концепцию развития велодвижения в городе и конкретный план велодорожек.
В Бресте начали появлятся велопереезды для пересечения велосипедистами проезжей части без спешивания. По словам Владимира Красько, после реконструкции дорог такие переезды появляются практически на каждом перекрёстке.
Фото: BrestCity.com
На основных велосипедных артериях бордюры занижены. При этом при реконструкции перестали применять бордюрные «наливы». Занижение происходит опусканием самого бордюрного камня.
В Бресте, наконец, сделали то, на что никак не могут решиться власти Минска: уже несколько улиц имеют велодорожку на проезжей части.
Фото: gomel.today
В генплане города имеется велокольцо, частично совмещенное с троллейбусным движением. Но пока мирно сосуществовать на дороге двум видам экологичного транспорта мешают автомобилисты: неправильно припаркованные авто вынуждают троллейбусы заезжать на велодорожку. Пока эксплуатация кольца приостановлена, «За вело Брест» ведет переговоры с троллейбусным парком для решения проблемы.
Фото из презентации Владимира Красько
Годовые результаты деятельности организации «За вело Брест» выглядят достойно:
Фото из презентации Владимира Красько
Основное пожелание Владимира Красько звучит просто: при приёмке велоинфраструктуры, должен присутствовать представитель велосипедного движения.
Талатай здесь, Талатай там
Есть в Бресте человек с уникальным опытом работы «по обе стороны баррикад» – бывший начальник ГАИ Брестской области Сергей Талатай, теперь – руководитель группы транспортной мобильности проекта «СимбиоСити» при Брестском горисполкоме.
– Сегодня меняются подходы к проектированию городов. Теперь уже не государство конкурирует за ресурсы, а города начинают конкурировать между собой за людские ресурсы и инвестиции. Чем привлекательней город и его среда, тем интереснее он для специалистов, которые могут приехать сюда и работать, – утверждает Сергей Талатай.
По мнению специалиста то, что форум проходит в горисполкоме, где общественные организации общаются с городской властью, говорит о том, что есть конструктивный диалог и желание общаться, идти вперед.
– Если сравнить деятельность разных НГО, брестское велосообщество – самое активное и консолидированное – убеждён Сергей Талатай.
«СимбиоСити» – один из крупных проектов в рамках Национального плана действий по развитию зеленой экономики в Беларуси до 2020 года. Для Бреста в нём предусмотрено несколько компонентов, включая первый в стране сервис краткосрочного проката велосипедов и создание сети велодорожек.
Фото из презентации Владимира Красько
По словам Сергея Талатая, разработчики выбрали тему «компактного города», что увеличивает возможности для благоустройства и мобильности. Схема велодвижения в центре города закладывается в градостроительной документации.
В Бресте был проведен опрос жителей с вопросом – «с чем хотели бы ассоциировать город завтра – зелёный, велосипедный, современный? В приоритете оказалось развитие велосипедной  инфраструктуры. Эти результаты брались как база для проектирования детального и генерального плана.
Фото из презентации Владимира Красько
Кроме некоторых проблем с внедрением велодорожек на проезжей части, Бресту в ближайшей перспективе нужно решить ряд велосипедных задач: создание рекреационных маршрутов и открытие пограничного перехода Брест–Тересполь для движения велосипедистов. Пока же международный трансъевропейский маршрут “EuroVelo-2”, который мог бы привлечь в страну массу велотуристов, упирается в границу Беларуси, заканчиваясь самым нелогичным образом.
Материал подготовлен в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси» при финансовой поддержке Евросоюза и в рамках кампании deVELOpment при содействии Посольства США в Беларуси.
Текст: Денис Зеленко

2018 год, 10 декабря

Прокрутите вверх