Белорусская железная дорога решила поставить крест на велотуризме

   

Фраза из заголовка звучит, конечно, громко, но от истины не так уж и далеко. Большинство велосипедных поездок по Беларуси и за её пределы начинается с погрузки вместе с велосипедом в вагон поезда. Ещё со времён Советского союза правила перевозок были составлены таким образом, чтобы стимулировать развитие спортивного туризма, и разрешали, в том числе, перевозить велосипед бесплатно. Много лет подряд велотуристы пугали попутчиков, кладя свои велосипеды поперёк третьих полок плацкартных вагонов, и успешно доезжали до места старта своего путешествия.

И вот случилось недоброе: в новой редакции правил перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в Республике Беларусь, вступившей в силу с 1 августа 2015 года, изменились требования, предъявляемые к велосипедам, перевозимым в качестве ручной клади.

Было:
«68. В счет установленной нормы провоза ручной клади пассажир имеет право провозить бесплатно один велосипед в разобранном и упакованном виде, а также электронную, бытовую, видео- и аудиотехнику, размер которой не превышает 200 см по сумме трех измерений. Указанная ручная кладь должна размещаться на местах, отведенных для перевозки ручной клади.
Сверх установленной нормы провоза ручной клади разрешается провозить бесплатно портфель, дамскую сумочку, бинокль, лыжи и палки к ним, удочки, фотоаппараты, зонты и другие мелкие вещи, а также складные детские и инвалидные коляски, если ребенок или инвалид, для которых предназначены коляски, следует в поезде.»

Стало:
«88. В счет нормы бесплатного провоза ручной клади допускается перевозка одного велосипеда в разобранном и упакованном виде размером по сумме трех измерений не более 200 сантиметров, лыж с палками, сноубордов, растений, саженцев и других посадочных материалов с обвязанной кроной и упакованными корневищами, не превышающих по высоте 180 сантиметров.»

Таким образом, упакованный велосипед по-прежнему можно перевозить бесплатно, но он должен вписываться в те же ограничения по габаритам, что и остальная ручная кладь — не более 200 сантиметров по сумме трёх измерений. Обычный туристический велосипед при снятом переднем колесе имеет габариты около 150х80х20 см, в сумме 250 см, что заведомо не вписывается в новые правила. Новым ограничениям могут удовлетворить разве что детские велосипеды.

По сути, теперь всех велосипедистов, едущих в поезде, могут заставить покупать дополнительный билет за полную стоимость, как за «сверхгабаритную» ручную кладь, что совсем не стимулирует развитие велосипедного туризма.

Более того, это правило действует и для привычных всем велосипедистам пригородных электричек и дизелей. В них по-прежнему можно провозить неразобранный велосипед за полную плату (в тамбурах или на мифических «специально предназначенных местах»), но и за разобранный теперь тоже надо будет платить!

И без того поставленные в неудобное положение велосипедисты (в поездах отсутствуют места для велосипедов, по факту единственный пригодный вид вагонов, в котором можно разместить велосипеды, не мешая никому — «советский» плацкартный) могут крепко задуматься, а нужно ли им это, и выбрать иной вид транспорта или даже отдыха…

Что же с этим мы можем сделать? Смириться и платить двойную цену за ту же самую услугу? Каждый раз надеяться на доброту проводника и начальника поезда? Здесь на помощь приходит опыт соседей: «Российские железные дороги» тоже попытались было установить ограничения на габариты велосипедов и лыж, но, когда на них посыпался вал обращений, изменили правила, оставив лишь небольшую дополнительную плату за провоз велосипедов.

Также на нашей стороне и §2 статьи 13 Приложения к «Соглашению между железнодорожными администрациями государств-участников Содружества Независимых Государств, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики об особенностях применения отдельных норм Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС) — ОП СМПС», где говорится о бесплатном провозе велосипеда:
«§ 2. Общая масса ручной клади, перевозимой бесплатно, не должна превышать 36 кг на каждое оформленное место. В счет установленной нормы провоза ручной клади разрешается перевозить при себе в разобранном и упакованном виде не более одного велосипеда без мотора, если он по своим размерам может быть помещен на местах, предназначенных для размещения ручной клади.»

Итак, начинаем кампанию общественного давления на «Беларускую чыгунку».

Мы от имени Минского велосипедного общества направим письмо, но этого, как показывает практика, недостаточно.

Нужна ваша помощь, чтобы сказать администрации железной дороги, что проблема затрагивает не пару десятков фриков или велоспортсменов, а действительно значима для многих людей.

Вот здесь  вы можете найти примерный текст обращения в администрацию Белорусской железной дороги с просьбой изменить правила провоза велосипедов.. Пожалуйста, потратьте немного времени и напишите им письмо. Это можно сделать как в бумажном виде, отправив заказное письмо на их почтовый адрес (ул. Ленина,17, г. Минск, 220030, Республика Беларусь), так и в электронном — на сайте rw.by

Лучше всего не копировать готовый текст писем, а написать своими словами. А ещё будем очень благодарны, если вы пришлёте нам на почту info@bike.org.by копию ответа (можно сфотографировать), который вам придёт.

В соответствии с законом об обращениях граждан и юридических лиц ответить должны в течение 15 дней, а в случаях, требующих дополнительного рассмотрения — в течение месяца.

Обновление: руководство Белорусской железной дороги связалось с нами и высказало готовность встречаться и разговаривать. В связи с этим, пожалуйста, не отправляйте больше обращений, их уже достаточно. Будем надеяться, что диалог выйдет конструктивным. Пока позиция БелЖД заключается в том, что в старой редакции правил также нельзя было провозить велосипед больше 200 см по сумме измерений, а они лишь упростили формулировку и улучшили условия провоза, разрешив доплатить за сверхгабаритную ручную кладь.

 

2015 год, 4 августа

Прокрутите вверх