Врачи-велосипедисты рассуждают о велоинфраструктуре, ПДД и пользе велосипеда

Обычно доктора в один голос утверждают, что велосипед – это полезно для здоровья. Мы нашли специалистов, которые не только рассказывают об этом, но и подтверждают своим личным примером, приезжая на работу в 6-ю Городскую клиническую больницу на велосипеде.

Приятное с полезным: удовольствие от велосипеда вместо скучной утренней зарядки

Доцент кафедры травматологии и ортопедии Белорусского государственного медицинского университета Александр Мартинович каждый день ездит на работу на велосипеде. Кататься в свободное время Александр Владимирович любил всегда, но больше двух лет назад решил, что велопоездки на работу – отличная альтернатива утренней зарядке. Тем более, чтобы ее сделать нужно еще себя заставить, а вот велосипед приносит настоящее удовольствие.

Живет Александр Владимирович в 10 километрах от 6-й Городской клинической больницы, где проходят практические занятия со студентами. На дорогу до работы велосипедист тратит около получаса. К смене вида транспорта доктор подошел очень ответственно: составил несколько вариантов маршрута, каждый из них проверил и только после этого выбрал самый удобный. В итоге около 80% поездок на работу он совершает именно на велосипеде.

Прошлой зимой Александр Владимирович впервые не закрывал велосипедный сезон. На дорогу в холодный период уходит немного больше времени, но ездить вполне реально. Нужна только специальная одежда (термобелье, ветрозащитная куртка, балаклава), зимняя резина и чуть большая сосредоточенность, чем обычно.

– Сначала коллеги отнеслись с удивлением. Но быстро привыкли, а некоторые даже взяли пример. В теплое время на стоянке стоит минимум 4-5 велосипедов именно сотрудников. Что касается инфраструктуры для велосипедистов, то в самой больнице меня всё устраивает. Велопарковку помог установить профсоюз, есть возможность переодеться и принять душ. А вот к инфраструктуре в городе есть большие вопросы, – рассуждает Александр Мартинович.


Велопарковка возле больницы

– Насколько я знаю, сейчас на рассмотрении находится проект изменений в ПДД. Пока велосипедист приравнивается к пешеходу, поэтому он не может двигаться по проезжей части и должен спешиваться на пешеходных переходах. Это существенно усложняет перемещения. Надеюсь, нам разрешат проезжать на велосипеде хотя бы регулируемые пешеходные переходы. Но со скоростью пешеходов – с этим я полностью согласен.

Что касается движения по проезжей части, то правила тоже необходимо пересмотреть. В них сказано, что на дорогу можно выезжать, если невозможно двигаться по тротуару. А бордюр в 20 см – это как, возможно? Практика всего мира показывает, что велосипед гораздо ближе к транспортному средству, чем к пешеходу, поэтому ему место на проезжей части.

Как велосипедист и мотоциклист примиряются в одном человеке?

С таким мнением категорически не согласен коллега Александра Мартиновича – Александр Кривченя. Он тоже ездит на велосипеде с детства, правда, сейчас называет себя велосипедистом выходного дня. В соревнованиях Александр Иванович не участвует, но ездить всё равно предпочитает на шоссейном велосипеде.
 

Любимый маршрут в городе – магистральная велодорожка вдоль Свислочи. Если проехать ее в обе стороны, получается как раз оптимальное расстояние для велопрогулки – около 60 км. А вот на работу доктор ездит изредка, слишком маленьким кажется расстояние в пару остановок общественного транспорта.

Но больше всего велосипедист любит выбираться на природу далеко за пределы Минска. Например, на прошлых выходных он побывал в Беловежской пуще на территории Беларуси и Польши. Конечно же, на велосипеде!
 

Если говорить о минской инфраструктуре, то Александр Иванович доволен тем, как сделана центральная велодорожка. Не зря он ездит по ней практически каждые выходные. А вот с перемещениями по другим частям города, особенно там, где собираются большие скопления людей, возникают проблемы.

Тем не менее, заведующий всё равно против того, чтобы велосипедисты переместились на проезжую часть. Он отмечает, что маршрут всегда можно построить по-другому. Так, чтобы не пришлось пробираться сквозь толпу или спускаться в бесконечные подземные переходы. Возможно, сказывается большой опыт мотоциклиста.

– Некоторые удивляются, как я совмещаю два таких казалось бы разных вида транспорта. Но ведь идея у них одна – два колеса в основе. Разница только в расстоянии, которое можно проехать,  – улыбается доктор.

К слову, медик выступает за использование шлемов всеми велосипедистами. Так как травмы головы обычно гораздо сложнее в лечении, чем травмы конечностей. Особенно это правило касается неуверенных в своих навыках велосипедистов и тех, кто, наоборот, ездит очень дерзко и с высокой скоростью.

Начинающим велосипедистам Александр Иванович советует выезжать тренироваться на велодорожку, когда на ней практически никого нет, например, на рассвете. А вот в так называемый час пик отправляться на велопрогулку или по делам стоит, только если вы полностью полностью уверены в себе как в велосипедисте.

Даже полезнее ходьбы. Почему велосипед не угроза, а спасение для суставов

Зато врачи единодушно сходятся в одном: велосипед – это действительно очень полезно для здоровья. Езда на нем укрепляет сердечно-сосудистую систему и поддерживает здоровье суставов. Да, оказывается велосипед даже полезнее обычной ходьбы, не говоря уже о так популярной сейчас скандинавской.

Как объясняет Александр Мартинович, при езде на велосипеде нет толчковой нагрузки на нижние конечности. А при движении без весового отягощения активно осуществляется питание хряща. Поэтому на самом деле велосипед полезен для суставов, а не вреден, как об этом говорится в мифах.

Конечно, правило действует, когда мы говорим о правильной посадке и разумных нагрузках. Поэтому особое внимание стоит обращать на высоту и вынос сиденья, а также необходимость компенсировать потери жидкости в жаркую погоду. Если эти вопросы контролировать, для коленных суставов езда на велосипеде принесет только пользу. 

В свою очередь Александр Кривченя подчеркивает, что оптимальные нагрузки для всех разные и определяются они индивидуально по множеству показателей. Но для здорового не пожилого человека проезжать на велосипеде до 80 км в день идет только на пользу. К слову,  и для пожилых людей велосипед – один из оптимальных видов физической нагрузки, если ездить на небольшие расстояния и в размеренном темпе.

Что касается травм, то Александр Владимирович привел интересные данные. Оказывается, очень распространен перелом ключицы. Он происходит из-за того, что после падения тело продолжает по инерции двигаться, но ему мешает велосипед. Поэтому, если попытаться оттолкнуть велосипед от себя, можно откатиться вперед, и вероятность сломать ключицу снизится в разы.

Еще одна распространенная проблема нашего времени – использование мобильного телефона во время движения. Обычно телефон кладут в правый карман, и когда его достают, инстинктивно зажимают тормоз левой рукой. Это грозит перелетанием через руль.

А вот черепно-мозговые травмы крайне редки, на велосипеде чаще всего страдают конечности. Поэтому доцент кафедры травматологии и ортопедии и не поддерживает идею обязательного использования велосипедного шлема каждым. Для большинства взрослых, которые ездят по городу, необходимости в этом нет.

В целом велосипед отлично подходит для поддержания организма в хорошей физической форме – во время поездок расходуется достаточно энергии. Правда, основная нагрузка приходится на нижнюю часть туловища. Мышцы плечевого пояса, спины и пресса нагружаются в небольшой степени. Поэтому велосипед в идеале совмещать с другими видами активности, например, плаванием.

Экспертная работа Минского велосипедного общества поддержана Европейским союзом в рамках проекта «Городское велодвижение в Беларуси».

Текст: Дарья Коско

Фото: Максим Шитов, из личного архива Александра Кривчени, 6gkb.by, e-venturebikes.co.uk, guiglakatsarava.com.

 

Scroll Up