Новости веломаршутов EuroVelo-2 и “Воложинские гостинцы”

Русский

Велотуристические проекты МВО в этом году понемногу завершаются. Подведём предварительные итоги, что удалось сделать, и что ещё предстоит.

Во-первых, давайте разберёмся, зачем мы это делали?

Если несколько огрубить, то есть две категории велосипедистов. Первые, это те, кто физически и морально готов проезжать по 50-150 километров в день, ночевать в палатках, готовить для себя еду на кострах и газовых горелках. Они, как правило, добираются до интересующих их районов Беларуси поездом, реже автобусом или автомобилем. В таком формате им доступна для велопутешествий вся Беларусь. Они же дерзают путешествовать на велосипеде в иные страны.

И есть те, кто на велосипеде выезжает только ненадолго покататься, как правило, на пару часов. Получается, что в Беларуси эти велосипедисты в основном ездят по городским или пригородным маршрутам, например, по той же велодорожке вдоль Свислочи. Или же они берут велосипед с собой в качестве дополнительного развлечения, если выезжают на природу на машине.

Останавливает их по-настоящему путешествовать на велосипеде нехватка представления о том, что для этого нужно. Кто-то переживает, что не сможет осилить дистанцию, кто-то, что велосипед сломается, кто-то не представляет, как с велосипедом добраться до маршрута, а у кого-то нет палатки или спальника или желания в них ночевать. Открыть им возможность путешествовать на велосипеде позволяют разработанные велосипедные маршруты.

Ответим на самый популярный нам задаваемый вопрос: “Чем веломаршрут отличается от велодорожки?”

Велодорожка - удовольствие недешёвое. Прокладывать их за городом для туристов и местных жителей - дорого, хотя это и существенно увеличивает безопасность пешеходов и велосипедистов. Веломаршрут несёт несколько иную идею. Это специально подобранные маршруты по существующим автомобильным дорогам, лесным и полевым дорогам и даже тропам.

В веломаршруте обязательно должен быть смысл – он либо соединяет населённые пункты, либо проходит через достопримечательности и красивые места. В первую очередь, велосипедистов интересует безопасность передвижения. Поэтому для веломаршрута среди всех возможных дорог на местности выбираются те, где минимален автомобильный трафик, низкая скорость автомобилей, хорошая видимость, если речь идёт об асфальтовой дороге, то широкая обочина. Также важна простота передвижения, которая зависит от того, насколько качественно дорожное покрытие, есть ли сложные подъёмы и спуски, тяжёлые песчаные участки.

Рекреационные веломаршруты могут много “кружить” по местности. Веломаршруты, соединяющие населённые пункты, должны, наоборот, избегать петель и быть наиболее прямыми.

В веломаршрутах акцент может быть сделан на скорость и комфорт передвижения – и тогда он проложен преимущественно по асфальтовым дорогам. Или наоборот, веломаршрут может быть более “природный”, и тогда для него выбираются лесные и полевые дорожки.

Каков сегодня сервис на веломаршрутах “EuroVelo-2” и “Воложинские гостинцы”?

На карте Воложинщины появились одиннадцать маршрутов разной протяжённости, уровня сложности и интереса. Все они формируют уже сеть веломаршрутов “Воложинские гостинцы”.


Карта сети веломаршрутов “Воложинские гостинцы” и маршрута EuroVelo-2

Особенность “Воложинских гостинцев” в том, что они опираются на агроусадьбы, заинтересованные оказывать сервис для велосипедистов. Велосипедист может переночевать в усадьбе (в доме или вне дома в палатке), принять душ, получить питание.

Некоторые агроусадьбы имеют велосипедный инструмент, если внезапно потребуется ремонт. Есть те, кто готов организовать даже доставку велосипедов из Минска или помочь в случае поломки велосипеда с его транспортировкой.


На некоторые агроусадьбы в рамках проекта был закуплен инструмент для ремонта велосипеда – можно починить камеру, выкрутить лопнувшую спицу, отрегулировать подшипники и даже починить порванную цепь. Некоторые владельцы агроусадеб закупили инструмент самостоятельно.

Создавая такой сервис, владельцы агроусадеб, тем самым, решают бОльшую часть проблем, к которым не готовы начинающие велосипедисты: поломка, необходимость везти с собой спальники, палатки, готовить еду. Надеемся, что и для опытных велосипедистов такой сервис удобен, обеспечивая высокий комфорт и малый вес рюкзаков.

На некоторые усадьбы в рамках проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь» были закуплены велосипеды BORAX и LTD. Теперь они доступны в прокате.

Что сделано на сайте?

Веломаршруты “Воложинские гостинцы” и EuroVelo-2 разработаны так, что по ним можно проехать самостоятельно. Онлайн-карта представлена на сайте EuroVelo.by и Velotravel.by  На карте отображаются как треки маршрутов, так и точки с интересными местами и местами для отдыха.

На сайте также приведено описание каждого из маршрутов – его длина и сложность, тип дорожного покрытия. Всю эту информацию можно скачать к себе на телефон или в туристический навигатор.
Для трёх маршрутов подготовлено подробное текстовое описание достопримечательностей, которые расположены на маршрутах. Им могут воспользоваться как самостоятельно путешественники, так гиды, если захотят  организовывать коммерческие поездки.

Велоэкскурсия с гидом по “Воложинским гостинцам”. Скачав текст экскурсии можно поехать самостоятельно с друзьями.

Не любите читать текст? Есть и аудиоверсия маршрута. Для кого-то это будет удобно – вы подъезжаете к нужной вам точке, и с сайта или из приложения на телефоне прослушиваете выбранный файл с информацией о данном месте.

Сайт EuroVelo.by сделан двуязычным, на нём приведена информация как по маршруту EuroVelo-2, так и по маршруту "Воложинские гостинцы", расположенного в непосредственной близости от нитки Eurovelo-2. Сайту Velotravel.by уготована иная роль. Мы предполагаем его сделать для публикации всех маршрутов, разрабатываемых в Беларуси различными организациями и инициативами.

Невиртуальные маршруты, или что сделано на местности?

Навигация на местности обходится дороже, поэтому будет сделана выборочно. Только два маршрута: маршрут 50 “Воложинские гостинцы” и маршрут EuroVelo-2 получат специализированные дорожные знаки. Это будут первые в Беларуси велотуристические знаки, расположенные совместно с дорожными знаками. Сейчас ведётся процесс их согласования. Некоторые остальные маршруты сделаны проще - маркированы краской.


Первые велотуристические дорожные знаки уже установлены в центре Минска.

Знаки, предназначенные для установки в Налибокской пуще, перед их установкой на местности.

 

3 беседки, установленные в Налибокской пуще в рамках проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь».

 

Дизайн 10 стендов, которые будут расставлены по маршрутам (кликабельно).

Волонтёрская работа

МВО в первую очередь - общественная организация. Нам кажется очень важным, что в ходе проекта множество работы было сделано на волонтёрcкой основе. Несколько десятков активистов МВО принимали участие в совместных поездках по маршруту, его разведке, маркировке, переводу текстов на белорусский и английский языки. Нам очень хотелось, чтобы проект не стал экспертной работой нескольких человек. В проект мы постарались вовлечь и местный бизнес.

Партнёрство в проекте

В ходе проекта было несколько поездок с журналистами и партнёрами проекта. Одна из поездок по маршрутам с поверенным в делах США в Беларуси Скоттом Роландом и сотрудниками посольства.

Отдельные участки маршрута EuroVelo-2 и маршрута 508 были выбраны для проведения велопробега «Bike 4 SDGs», в котором приняли участие дипломатический корпус, международные организации, представители министерств и других государственных учреждений, НГО, частный сектор.

Что осталось завершить?

Этой осенью мы заканчиваем установку по маршруту информационных стендов. В планах ещё большая работа: необходимо завершить установку дорожных знаков и выпустить туристические буклеты. Также, в конце ноября в Минске будет проведена конференция по велосипедному туризму.

Первая партия дорожных знаков ждёт согласования на их установку.


Справочно

Веломаршруты “Воложинские гостинцы” и “EuroVelo-2” разрабатывает общественное объединение “Минское велосипедное общество”.
Настоящая публикация была подготовлена при поддержке Европейского союза и Программы развития ООН в рамках проекта ЕС/ПРООН «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь». Статья не отражает официальную позицию этих организаций.
Разработка  маршрута «EuroVelo-2» проводится при поддержке Программы малых грантов посольства США.

Проект: