Медитация дороги и неизменное движение вперёд… Единственный белорус на марафоне «Лондон - Эдинбург - Лондон» рассказывает о своей мотивации

«Лондон - Эдинбург - Лондон» – один из самых популярных британских челленджей. Участники этого супермарафона проедут 1436 км за 5 дней. Это не соревнования, но осилить полторы тысячи километров за 100 часов решится далеко не каждый.  Павел Пясецкий, единственный белорусский участник лондонского супермарафона и член Минского велосипедного общества рассказывает, что его мотивирует взять отпуск, потратить кучу денег и крутить 5 дней педали в одиночку.

Важны не тренировки, а просто регулярные поездки

– Паша, расскажи немного о себе. Ты работаешь/ учишься? Какое место в твоей жизни занимает велосипед?

– Работаю в БГУИР. Велосипед –  это мой транспорт и образ жизни.

Велоспортом я никогда не занимался. Активно начал катать лет 10 назад. Просто езжу на работу на велосипеде из Каменной горки. Это примерно 14 км в одну сторону, плюс на обратном пути часто куда-то заезжаю – итого в день выходит около 30 км.

– Не так и много… Уверен, что этого хватит для супермарафона?

– Абсолютно. Здесь главное не сколько ты проезжаешь в день, а регулярность. Участвовали в акции «30 дней на велосипеде»? Это примерно о том же. Когда ты ездишь регулярно, твой организм воспринимает езду на велосипеде как что-то обычное и не затрачивает столько сил и энергии как если бы ты просто «с нуля» сел и поехал большую дистанцию.

Понял, что «Суседзі» и «Налибоки» – это не моё

– С чего началось твоё участие в таких длинных заездах?

– Раньше я ездил марафоны вроде «Суседзей» или «Налибок», причём всегда выбирал именно длинные дистанции, однако понял, что мне не нравится ездить по пересечёнке, это не совсем мой формат. Чтобы участвовать в этих марафонах достойно, нужно тренироваться к отдельно взятой дисциплине, подводить себя морально и физически к определённой границе.

Кроме того, меня не устраивает соревновательный элемент в этих дистанциях. Мне просто хочется ехать чуть быстрее, чем обычные покатушки.

–  «Налибоки» и «Суседзі» тоже многие ездят «для себя»...

– Да, но всё равно там есть места. И это организует на конкурентную борьбу за эти самые места. Сколько копий сломано, потому что много кто в эти самые призовые места стремится и не всем это удаётся. Появляется некая нездоровая конкуренция вокруг мероприятия, которое в принципе не предполагает никаких плюшек помимо собственного удовольствия от пройденной дистанции.

Я с 2012 ездил «Налибоки», а потом смотрел, как на форумах разгорается негативная полемика вокруг мероприятия.  Мне абсолютно не нравилось, как знакомые и малознакомые люди катили друг на друга бочки,  что кто-то кого-то обошёл на финише или сделал что-то не очень соответствующее спортивному духу мероприятия.  Нет поддержки – одна конкурентная  борьба.

– И как ты узнал о таких длинных марафонах, где нет мест?

– Вначале я пришёл в бреветы. Мой первый бревет был в 2014 году на 200 км, это был Заславль-Столбцы-Заславль. В 2015 году я проехал полный набор зачётных дистанции для супермарафона Париж-Брест-Париж в 200, 300, 400 и 600 км. Позже, собрался с мыслями, и в прошлом году поехал на супермарафон в Россию «Вологда-Онего-Ладога-2016», а потом просто появилось желание продолжить…


 
У нас участвует 12 человек, а там целевая аудитория – вся страна

–  На «Лондон - Эдинбург - Лондон» меня «подбил» товарищ, Павел Горбацевич, с которым мы вместе ездили российский супермарафон, но у него у самого не получилось в нём поучаствовать…

– И ты тогда решился поехать один...

– Мне просто удалось купить билет. Билеты выкидывали тремя пачками в феврале по четыреста штук и все они раскупались за 5-7 минут, несмотря на цену в 320 фунтов –  400 долларов. Я успел купить билет участника, а у моего товарища был медленный интернет, плюс сбои перегруженного сайта и он не успел.

– В таком случае вопрос о том,  искал ли ты компанию, я вычёркиваю…

– Нет, не искал. Я и не знаю, кому из знакомых можно предложить потратить почти полторы тысячи долларов на самолёт, визу, билет участника… Многие скажут, да я лучше на две недели в Египет съезжу на «всё включено».

– И всё же чем этот марафон вызывает такой большой интерес у самих англичан?

– Не знаю. Вот приеду – узнаю.

– То есть ты просто так ожидаешь, что там будет круто...

– Там не будет круто, там просто другое отношение к мероприятиям такого рода. У нас у таких марафонов есть какая-то определенная целевая аудитория, причем в наших больших бреветах участвует человек 12, включая иностранцев. У них же целевая аудитория – вся страна. Они в принципе в это уже давным-давно втянуты. У них есть велокультура и она поддерживается. Разница  в отношении к велосипеду и велосипедистам. Чудовищная разница.


 

Свобода выражения в виде езды на велосипеде в Беларуси и России пока не приветствуется

– Получается, что такой супермарафон у тебя будет только второй…

– Да, поэтому еду в том числе и для того чтобы сравнить. Британцы называют это мероприятие “Great Cycling Adventure”, то есть для них это такое приключение для людей любого возраста, которые готовы вместе проехать большую дистанцию и ты не будешь чувствовать, что тебя поддерживают только те, с кем ты едешь, организаторы и волонтёры на КП. Там тебя поддерживают все люди, которых ты встречаешь по дороге. И исключительно ради этой атмосферы и стоит ехать.

– А в России было не так?

–  На “Вологда-Онего-Ладога” были чудовищно длинные перегоны по пускай красивым, но пустым местам Карелии. Я бы сказал, что люди нас встречали скорее с безразличием. Они когда узнают, что у тебя запланировано проехать 1200 км, как правило спрашивают «тебе заняться нечем?». Свобода самовыражения в виде заезда на велосипеде не приветствуется вообще.

– Но 1200 км действительно не каждый осилит, а в Лондоне ты плюсуешь к этому ещё 200 км…

– Мне кажется, что это доступно многим. В бреветах нет соревновательного элемента, а есть только контрольное время, в которое нужно вложиться. Не вложиться  в КВ может только беременная улитка. Да, это игра на выносливость, на силу воли, потому что не каждому хватит именно силы воли проехать 200 км, или 300-400 км, когда уже темно и хочется спать или когда холодно или, наоборот, жарко… Здесь больше психология, такая медитация дороги, когда ты просто тупо едешь много-много, едешь в своем темпе и особо никуда не торопишься, велосипед катиться и катиться, погода может быть очень разной, но при  этом у тебя остаётся одно неизменное движение вперёд и это очень мотивирует, и ты понимаешь, что чтобы не происходило вокруг ты будешь двигаться вперёд.

Коротко о веломарафоне  «Лондон - Эдинбург - Лондон»

Супермарафон «Лондон - Эдинбург - Лондон» – один из самых популярных британских челленджей, который проходит раз в 4 года. Это не соревнования, но чтобы пройти дистанцию нужно уложиться в зачётное время. С 30 июля по 4 августа 1500 велосипедистов попробуют преодолеть 1436 км. Некоторые участники перед стартом заявляют, что они едут в поддержку какого-либо социального проекта и организуют таким образом сбор средств.
На контрольных пунктах участники смогут подкрепиться, принять душ, починить велосипед и даже немного поспать.

Для участия не нужно никаких документов, подтверждающих вашу физическую готовность, однако организаторы рекомендуют присоединяться к челленджу людям, у которых есть опыт езды на длинные дистанции.
Официальный сайт: londonedinburghlondon.com.

Команда «МВО» обещает следить за единственным представителем Беларуси на супермарафоне «Лондон - Эдинбург - Лондон».

Паша, держим за тебя кулачки, сил тебе, энергии и пусть не подводит твой железный друг!

Накануне поездки с велопутешественником беседовала Татьяна Жарносек

Фотографии из архива Павла Пясецкого